Покупатели опустошили салоны российских автодилеров
Российский авторынок, для которого 2022-й стал худшим в истории, тем не менее закончил минувший год на относительном позитиве. Как сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК", в декабре россияне приобрели 56,7 тыс. легковых машин - это в 2,4 раза ниже показателя годичной давности, однако на 10% больше, чем месяцем ранее.
Более того, декабрьский результат продаж стал лучшим с апреля 2022-го, когда собственно и начался обвал рынка. И это несмотря на то, что, в отличие от прошлых лет, когда в последние месяцы года проводились распродажи машин уходящего модельного года, в 2022-м из-за сохраняющегося дефицита их не было.
По словам генерального директора автомобильного маркетплейса Fresh Auto Дениса Мигаля, в декабре 2022 года запасы новых машин на складах у дилеров подошли к концу, и этот фактор, как ни странно, стимулировал россиян приобретать авто. Потребители опасались двух возможных вариантов - полный дефицит европейских, японских и американских моделей и рекордный рост цен на оставшиеся машины. Кроме того, ключевую роль в продажах декабря прошлого года сыграли отложенный после объявления частичной мобилизации спрос и действие программ государственной поддержки на приобретение нового автомобиля.
"Скорее всего, если запасов новых авто было достаточно, спрос был бы меньше, если не учитывать вероятность традиционных новогодних распродаж, которые проводились, когда у дилеров имелся хороший запас на складах", - отмечает эксперт.
Всего же в прошлом году россияне приобрели 626,3 тыс. новых автомобилей, что в 2,4 раза ниже показателя годичной давности. Таким образом, 2022-й стал худшим годом в истории российского авторынка. А виной тому стали, прежде всего, внешние санкции, из-за которых западные автопроизводители приостановили свою деятельность в нашей стране, а некоторые уже объявили об уходе с российского рынка. Предыдущий "антирекорд", напомним, был установлен в 2009 году, когда из-за мирового финансового кризиса продажи новых машин в нашей стране упали вдвое до 1,4 млн штук.
Как говорит генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич, ключевое влияние на российский авторынок в прошлом году оказали рост цен на автомобили, уход и приостановка работы многих автопроизводителей на российском рынке и полное прекращение официальных поставок автомобилей большинства брендов. Экономическая ситуация в стране, рост процентных ставок по кредитам в первой половине 2022 года и осенняя мобилизация также существенно повлияли на спрос на авторынке.
"Тем не менее, автомобильная отрасль быстро перестроилась. Благодаря параллельному импорту удалось обеспечить поставки не только большинства востребованных моделей, но и привезти много новинок, которые ранее не были представлены на нашем рынке. Основным драйвером авторынка в 2022 году, безусловно, стали китайские марки и АвтоВАЗ. В 2023 году лидерство также сохранится за ними", - считает эксперт.
Действительно, ключевыми игроками российского авторынка в 2023-м выступят АвтоВАЗ, который имеет шансы занять долю в 48-50%, а также китайские автопроизводители, чья суммарная доля может превысить 25%, подтверждает прогноз "Автостата". Что касается параллельного импорта, то его доля, по оценкам аналитиков агентства, в перспективе вряд ли превысит 10%.
В целом базовый прогноз "Автостата" ориентирован на объем продаж в 650 тыс. легковых машин по итогам 2023 года (+4%). В случае оптимистичного развития событий рост может составить и 25% до 780 автомобилей. Однако предусмотрен и негативный сценарий, согласно которому российский авторынок может снизиться на 12% до 550 тыс. машин.
Как говорит заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков, если исходить из сохранения текущих условий, то можно говорить о продолжении влияния дефицита автомобилей на отрасль в наступившем году. Этот фактор будет сказываться и на продажах, и на итоговой динамике рынка. Также дилеры продолжат пополнять склады новыми моделями с помощью параллельного импорта: в этом году схемы поставок будут еще больше налаживаться и развиваться.
По мнению генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, цены на автомобили в 2023 году будут расти, но это будет происходить поступательно. Рост цен объясняется более высокими издержками и стоимостью фондирования.
"В начале этого года цены на автомобили были на уровне осени 2022 года, потому что поставки пришлись на ноябрь и декабрь, когда конвертация доллара и евро к рублю была на уровне 60-62 рубля соответственно. При том курсе, который есть сейчас, очевидно, что будет повышение цен в апреле-мае. И это при условии сохранения курсов валют на текущих уровнях", - резюмирует эксперт.