Из Крыма не могут вывезти рекордный урожай зерна

В Крыму возникли серьезные проблемы с вывозом зерновых и масличных. На общую конъюнктуру рынка и санкционное давление в регионе наложились еще и проблемы с логистикой после теракта на Крымском мосту.

Минувший год уже вошел в историю полуострова рекордными показателями урожая зерновых. Валовый сбор составил 2 миллиона 200 тысяч тонн. Кроме того, в Крыму собрали около 200 тысяч тонн масличных культур. Однако собственных мощностей для их переработки на полуострове нет. Большой урожай обернулся проблемами, которые сами аграрии уже оценивают как кризис перепроизводства.

Большой урожай обернулся проблемами, который аграрии уже оценивают как кризис перепроизводства. Фото: Reuters

- У меня сейчас продукции на складах на 100 миллионов рублей, а реализации практически нет, - рассказал "РГ" руководитель агропредприятия "Обрий" Джанкойского района Крыма Анатолий Корнийчук. - Перекупщики ходят кругами, но пока ничего не берут. К тому же цена по сравнению с началом прошлого года упала почти вдвое. В результате я вынужден ежемесячный платеж по лизингу за купленную технику буквально наскребать, чтобы не просрочить выплаты.

В ноябре-декабре подобная ситуация сложилась у многих крымских аграриев. Особенно в сложном положении оказались небольшие фермерские хозяйства, специализирующиеся на монокультуре. Проблем добавила диверсия на Крымском мосту. Главный транспортный переход полуострова закрыт для проезда тяжелой техники, а основная отгрузка зерна на экспорт идет через Новороссийский порт. Есть сухопутный коридор через Мариуполь до Ростовской области, но в результате транспортного кольца вокруг Азовского моря логистика делает крымскую продукцию неконкурентоспособной.

- Удорожание каждой тонны крымского зерна в такой ситуации составляет 6-7 тысяч рублей, - рассказал заместитель министра сельского хозяйства Крыма Арсен Арзиев. - В результате наша продукция оказывается в крайне невыгодном положении на рынке.

Чтобы компенсировать потери, аграриям выделили государственную субсидию за произведенное и реализованное зерно в размере 110 миллионов рублей

Весной прошлого года средняя цена тонны пшеницы в Южном федеральном округе составляла около 16 тысяч рублей, в октябре она снизилась до 14 563 рублей. В начале января 2023 года, по данным портала Zerno.ru, закупочная цена тонны пшеницы четвертого класса в портах Краснодарского края колеблется в пределах 12 800-14 800 рублей без НДС. В портах Ростовской области та же пшеница торгуется в пределах 12 000-12 400 рублей. Получается, крымский производитель проигрывает даже своим ближайшим соседям. При этом собственная потребность Крыма в зерне не превышает 1 миллиона тонн. Согласно оценкам регионального минсельхоза республики, на экспорт за пределы полуострова необходимо отправить около 600 тысяч тонн зерновых: пшеницы, ячменя, ржи, подсолнечника, кориандра, льна.

- Ситуация на контроле у главы республики, - подтвердил Арсен Арзиев. - Мы работаем в постоянном контакте с федеральным минсельхозом, с правительством России.

Вывоз зерна с полуострова идет постоянно и железнодорожным путем через Крымский мост, и морским через порты Феодосии и Севастополя, пояснили в региональном минсельхозе. Самый крупный в регионе Красногвардейский элеватор получил для этого дополнительные вагоны. В марте, как ожидается, Крымский мост начнет пропускать грузовой транспорт большого тоннажа, и острота проблемы будет снята.

Между тем аграриям в Крыму стараются компенсировать потери.

- В декабре сельхозтоваропроизводители получили государственную субсидию за произведенное и реализованное зерно в размере 110 миллионов рублей, - рассказал Арсен Арзиев. - Она составляет 2 тысячи рублей за каждую тонну.

К весенней посевной кампании, которая в Крыму начинается уже в феврале, это пополнит оборотные средства хозяйств, необходимые для закупки удобрений и горючего. Вместе с тем специалисты считают, что причины сложившейся ситуации имеют и более глубинный характер. За последние годы в аграрном производстве Крыма сложился определенный перекос в сторону хозяйств, специализирующихся только на зерновой группе. Одновременно снизилась переработка и сократилось животноводство, являющееся потребителем кормового зерна. В этой ситуации, считают эксперты, необходимо стимулировать господдержкой многопрофильные хозяйства, менее подверженные кризисным явлениям и более устойчивые в условиях колебаний рыночной экономики. Кроме того, изменить положение должен запуск Северо-Крымского канала, который позволит вернуться к выращиванию влаголюбивых культур, увеличить поголовье в животноводстве и потребление фуражного зерна, которое сейчас вынужденно вывозиться за пределы полуострова.

Как в других регионах

Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК:

- В Ростовской области особых проблем с логистикой нет. Потребление зерна на Юге не такое большое, существенная часть идет на экспорт. Близость портов (Ростов, Азов, Таганрог) к местам производства очень удобна для донских производителей. Они могут себе позволить возить зерно на грузовиках по обычным автодорогам. В пересчете на километр себестоимость автоперевозки существенно выше, чем по железной дороге или речным транспортом, но за счет короткого плеча доставки итоговые затраты на перевозку все равно получаются меньше.

Петр Светличный, эксперт в сфере агропромышленного комплекса, председатель Ассоциации зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий Кубани:

- В новороссийском порту отгрузка зерна сейчас идет круглые сутки. Проблема состоит не только в нехватке перевалочных мощностей, но и в том, что на международном рынке нашей стране объявили бойкот страховые компании. То есть они отказываются страховать груз. А в международном праве все очень жестко, и на свой страх и риск никто не везет. Это большая проблема.

За последний год спрос на зерно резко вырос, но в то же время число стран, готовых у нас его покупать, сократилось. Если до февраля 2022 года мы экспортировали хлеб в 74 страны, то сейчас только в 28 государств. Волатильность этого рынка стала очень большой, и этим воспользовались зернотрейдеры. Они снижают закупочную стоимость, используя трудности с транспортировкой как инструмент давления. Поэтому и цена на зерно так беспощадно падает. Функции главного зернового хаба сейчас перехватила Турция. В средиземноморском порту и промышленном центре Мерсин зерном забиты все фабрики. Пшеница перерабатывается в муку и уже после этого поступает на мировой рынок со значительной добавленной стоимостью. В итоге Турция делает огромные барыши.

Подготовили Александр Гавриленко, Ростов-на-Дону, Юрий Гень, Краснодарский край