По словам главы минтруда РТ Эльмиры Зариповой, весной рассматривались разные сценарии развития событий, но вроде бы превентивные меры федеральных и республиканских властей в какой-то степени спасли ситуацию. В итоге в первом полугодии в республике на неполную занятость перевели 18 тысяч человек.
- Конечно, это гораздо меньше, чем в кризисы 2009-2010 годов и даже в ковидный 2020-й, когда в режим неполной занятости переходили до 44 тысяч человек, - говорит чиновница. - Специфика прошедшего года в том, что неполная занятость затронула прежде всего промышленные центры - Набережные Челны, Елабугу, Заинск, Казань.
В момент, пока предприятие перестраивает свои производственные процессы и ищет новых поставщиков сырья, нужно было не допустить, чтобы сотрудники разбежались или вовсе остались на улице.
"Временной работой поддержали и сохранили трудовые коллективы", - отметила Зарипова, добавив, что 4000 работников получили новые компетенции, а переквалифицировались 12,5 тысячи человек. Из них только 4,5 тысячи безработных. На организацию временных работ Татарстан запросил у федерального центра в прошлом году 700 млн рублей.
Как ни парадоксально, те же промышленные зоны в республике испытывают кадровый голод. Особенно это касается Закамья. В Набережных Челнах дефицит молодых специалистов за три года вырос на полторы тысячи человек, и такая демографическая тенденция сохранится в ближайшие три года. А всего региону сегодня требуется 12 тысяч новых кадров.
- В Казани также есть дефицит работников. Сегодня в столице республики открыто более 16 тысяч мест, - говорит заместитель руководителя исполкома столицы РТ Ильдар Шакиров. - Большая нехватка именно в рабочих профессиях, при этом только 25 процентов безработных имеют соответствующие компетенции.
По его словам, конкуренция такова, что промышленные гиганты завлекают людей не только заработной платой, но и различными "плюшками" в виде медицинской помощи, путевок в санатории, компенсаций за посещения фитнес-залов. А пороховой и вертолетный заводы готовы брать к себе даже без опыта работы - обучат нужным навыкам непосредственно на рабочем месте.
Еще один мощный "пылесос" кадров - растущая электронная коммерция. Компании зачастую не предъявляют серьезных требований к квалификации сотрудников, предлагая зарплату выше, чем в среднем на рынке в других отраслях. С такой проблемой столкнулась не только Казань, но и Зеленодольск, вокруг которого выросло большое количество распределительных центров и складов ведущих маркетплейсов страны.
В министерстве труда РТ ничего кардинально нового и экстренного предложить пока не могут. Там считают, что проблему можно решить за счет увеличения количества учебных мест в училищах и ПТУ и работать непосредственно под запросы предприятий. Никто об увеличении зарплаты из чиновников даже не обмолвился. И маловероятно, что вчерашний студент, отработав так называемое распределение, останется на предприятии из чувства патриотизма, если ему не будет хватать средств, чтобы прокормить растущую молодую семью.
Тем не менее по уровню зарплат республика занимает лидирующее место среди регионов ПФО. За январь-октябрь 2022 года она составила 50 287 рублей - на 16,6 процента выше, чем за аналогичный период 2021-го. В Казани средняя оплата чуть выше - 62 тысячи рублей.