Почему полиция отказалась защищать новосибирца, пострадавшего в конфликте с коммерсантом

В редакцию "РГ" в Новосибирске обратился местный житель, который уже почти год сражается с волокитой и бездействием сотрудников полиции. Эта история, к сожалению, не из ряда вон, а очередная в нашем списке. Мы уже писали о том, как люди не получают защиты и годами вынуждены бороться не только со своими обидчиками, но и с правоохранительной системой - чтобы заставить ее делать хоть что-то. Победить в этой борьбе людям удается далеко не всегда.
Дмитрий Балобин сел за руль чужой машины и сломал ногу пострадавшему еще год назад, но его никто не наказывает.
Дмитрий Балобин сел за руль чужой машины и сломал ногу пострадавшему еще год назад, но его никто не наказывает. / Предоставлено Святославом Переладовым

Новосибирец Святослав Переладов ровно год назад, в январе 2022-го, получил травму при незаурядных обстоятельствах. Он с другом приехал забирать привезенную из Краснодара машину в компанию "Импокар", которая занимается доставкой автомобилей по стране. В ангаре у молодых людей завязался конфликт с директором Дмитрием Балобиным, которого возмутила претензия молодых людей по поводу двух небольших царапин на кузове Bentley.

Как рассказывает Святослав Переладов, конфликта могло не быть вовсе. Груз застрахован, финансовая ответственность за царапины компании не грозила. Тем не менее дискуссия оказалась бурной, а Дмитрий Балобин вдруг сел за руль чужого Bentley, на заднем сиденье которого сидел чужой девятилетний мальчик - сын владельца авто. И принялся активно выруливать из гаража. Парни пытались ему помешать, но Дмитрий был настолько решителен, что проехал по ноге Святослава, нисколько не смутившись ни этим фактом, ни криками пострадавшего.

- Уже выехав за территорию своей компании, Балобин заявил нам: "Теперь вы насчет царапин ничего не докажете. Я напишу в акте, что машина выдана, а подписывать акт вы отказались", - рассказывает Святослав.

Молодые люди вызвали на место происшествия экипаж ГИБДД и "скорую". Гаишники приехали, но оформлять наезд трехтонной машины на ногу Святослава как ДТП отказались, обозвав его симулянтом. "Можешь жаловаться хоть Путину", - сообщили они пострадавшему. Правда, позже им пришлось извиниться, когда подъехавшая "скорая" диагностировала у Святослава перелом плюсневой кости. Ну а затем экипаж уехал по своим делам, посоветовав вызвать участкового.

Участковый Николай Светличный, прибыв на место происшествия, опросил Святослава и его друга, а потом предпринял героическую попытку пробиться в кабинет Дмитрия Балобина, чтобы выслушать и его. Удивительно, но охранник "Импокара" представителя правоохранительных к шефу не пустил: ждите, мол, часа три-четыре, у директора важное совещание.

В этот же день, в гипсе и на костылях, Святослав доковылял до участкового, чтобы написать заявление и потребовать привлечь Балобина к уголовной ответственности. Правда, судя по всему, торопиться было ни к чему. Прошел почти год, а никакого уголовного дела нет. Балобина за наезд никто не преследует. Полиция сочинила множество "отказных" постановлений, все они отменены прокуратурой. Но сути дела (вернее, его отсутствия) это не меняет.

Совершенно очевидно, что сотрудникам полиции прокуратура не указ. Более того, для них и выводы суда не имеют никакого значения. Второго декабря прошлого года суд Ленинского района признал факт бездействия сотрудников райотдела полиции №7 и обязал начальника отдела устранить допущенные нарушения. Скандал? ЧП? Ничего подобного.

- Я думал, что после решения суда о волоките все наконец-то задвигается, - говорит Святослав. - Оказалось, что я ошибался. Им все равно.

Второго декабря суд обязал начальника райотдела заняться делом - а спустя десять дней, 12 декабря, начальник полиции прислал адвокату Переладова Асе Малик очередной отказ.

И ведь это на самом деле не шутки. Есть акт судебно-медицинской экспертизы, где говорится о том, что здоровью Переладова причинен вред средней тяжести. Ломать людям кости нельзя, за это наказывают в уголовном порядке. Вернее, должны наказывать. А что происходит на самом деле?

- В минздраве региона мне ответили, что акт судебно-медицинской экспертизы сотрудники полиции забрали из экспертного учреждения еще 25 мая прошлого года, - говорит Ася Малик. - Но к материалам проверки он до сих пор не приобщен. Где он? Неизвестно. Почему сотрудники полиции ведут себя именно так? Можно только предполагать.

"Зачем вам это надо? Вы занимаетесь ерундой", - так передает слова стражей порядка Святослав Переладов. Стало быть, с точки зрения служителей закона защищать свои права - это ерунда. В активе у пострадавшего - перелом и год волокиты. Еще год - и сроки привлечения Балобина к уголовной ответственности истекут.

P. S.

Кроме бесконечных обжалований, еще один способ борьбы с волокитой - требование компенсации из бюджета в порядке административного судопроизводства. На следующей неделе Святослав подаст такое заявление в суд. Но он склонен думать, что и несколько десятков тысяч рублей в его пользу никак не изменят позицию полицейских, которые в буквальном смысле махнули на него рукой. Кроме того, Переладов обратился в Следственный комитет.

Между тем

Увы, такие истории происходят в Новосибирске все чаще. Об одной из них "РГ" писала в прошлом году. Речь шла о пожилой женщине, для которой конфликт с соседом по даче обернулся переломом позвоночника. Уголовное дело в отношении обидчика тоже не возбуждалось почти год. А после нашей публикации, несмотря на вмешательство прокуратуры, все стало еще хуже: полиция "вдруг" пришла к выводу, что никакого рукоприкладства не было вовсе, а бабушка сломала позвоночник, видимо, по собственной неосторожности. Ее измученные волокитой родные не нашли сил бороться дальше. Несправедливость восторжествовала.