К цели через трансформацию
Амбициозные задачи, которые сегодня стоят перед отечественной экономикой, требуют высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими, современными знаниями и навыками и готовые постоянно учиться чему-то новому.
"Несмотря на то, что советское, а затем и российское образование всегда славилось своей фундаментальностью и готовило кадры, которые были востребованы не только внутри своей страны, но и во всем мире, современные реалии требуют трансформации образования, внедрения новых подходов, форм, технологий, - говорит доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова. - Без такой трансформации невозможно продолжать готовить качественные кадры, способные отвечать на современные вызовы".
Нацпроект как раз подразумевает трансформацию существующей системы образования. В частности, в школах будет создана новая образовательная инфраструктура.
Точки роста
В рамках нацпроекта "Образование" реализуется проект "Современная школа", которая подразумевает, в том числе, создание в сельской местности и небольших городах на базе школ "Точек роста", где дети смогут получить дополнительные знания и навыки, познакомиться с современными технологиями. Планируется, что к 2024 году таких "Точек роста" будет открыто почти 25 тысяч. Каждая такая "точка", или проще говоря - образовательный центр, будет иметь определенный профиль, например, цифровой, технический, гуманитарный или естественно-научный.
Создание подобных школьных образовательных центров объясняется тем, что в сельской местности и небольших городах дети не всегда могут получить такое же качественное образование, как их сверстники из мегаполисов. Связано это, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры. "Точки роста" призваны решить, в первую очередь, именно проблему материально-технического оснащения: они будут укомплектованы самым современным оборудованием. Например, на занятиях по физике или химии ученики смогут наконец проводить серьезные лабораторные работы, а на информатике заняться программированием или начать изучать робототехнику. Для этого будет и соответствующее ПО, и оборудование. По сути, "Точки роста" должны помочь нивелировать разрыв между качеством образования, получаемого школьниками в крупных региональных центрах и в российской глубинке.
На VI Всероссийском съезде учителей сельских школ министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил:
"Сельские школы требуют особого подхода, и важно, чтобы они отвечали всем современным требованиям и были охвачены всеми актуальными программами. Очень важно обновлять инфраструктуру школ, чтобы ребятам было интересно и комфортно учиться".
Современной школе - современный учитель
Однако "расти" сельские школы будут не только благодаря новому оснащению. Качество образования во многом зависит от квалификации преподавателя, его знаний и способностей. Поэтому согласно нацпроекту "Образование" к 2024 году 37 тысяч учителей должны будут пройти повышение квалификации. Сейчас во всех регионах страны открываются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, их создано уже 140. В таких центрах педагоги смогут овладеть цифровыми навыками, научиться работать с современным оборудованием, которым сейчас активно оснащаются школы, а также освоить актуальные методики преподавания с учетом новых реалий.
"Современный российский учитель сегодня обязан уверенно владеть цифровыми навыками, - говорит доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. - Речь идет не только о пользовании компьютерами и другой техникой, которой начали активно оснащаться образовательные учреждения, но также о пользовании информационно-коммуникационными сетями, современными технологиями. Традиционная образовательная среда неизбежно трансформируется в цифровую. И происходит это достаточно быстро. Более того, с каждым годом такая трансформация будет только ускоряться, а также все больше интегрироваться в различные смежные образовательные среды. Поэтому задача педагога - постоянно восполнять дефицит актуальных знаний".
В рамках повышения квалификации учителей большое внимание будет уделяется не только прикладным направлениям, таким как "Программирование", "Ментальная математика", "Проектная работа со школьниками", но и навыкам в возрастной психологии. В частности, среди образовательных модулей есть такие: "Как решать конфликты в школе", "Как повысить концентрацию ребенка на уроке", "Как работать с жалобами родителей".
Каждый учитель сможет повышать свой профессиональный уровень по индивидуальному плану, в зависимости от своих потребностей, а также потребностей своих учеников и школы в целом.
Пединституты изменятся
Тех, кто только осваивает профессию учителя, также ждут нововведения. В профильных вузах будут созданы педагогические технопарки - "Кванториумы", в рамках которых студенты смогут обучиться новейшим методикам преподавания естественно-научных и технологических предметов с использованием современного оборудования. Создаваемые "Кванториумы" оснащаются по последнему слову техники. Будущие учителя смогут освоить и 3D-принтеры, и лазеры, и оборудование для конструирования роботов, и ПО для изучения основ программирования или создания мультфильмов и многое другое, научатся создавать проекты и видеопрезентации. Кроме того, студенты получат опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, научатся проводить исследовательские работы и многое другое. Вооруженные таким современным багажом знаний и навыков, будущие учителя смогут без труда не только освоить современное оборудование, но и сделать учебный процесс по-настоящему увлекательным для каждого ученика. Планируется, что к 2024 году будет создано 33 педагогических технопарка в профильных вузах, а в последствии "Кванториумы" появятся в каждом педагогическим вузе.
В ходе круглого стола "Педагогические вузы - агенты прогрессивных изменений в образовании" заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева отметила: "Именно учитель работает и будет работать в тех новых условиях, которые создаются в рамках национального проекта "Образование". И добавила, что подготовка учителя - задача номер один.
По словам профессора кафедры философии образования МПГУ Олега Баксанского, важно не только создать "Кванториумы" в стенах вуза и оснастить их современным оборудованием, но и создать такую систему подготовки кадров, при которой педагоги будут иметь возможность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, создать систему непрерывного профессионального развития.
"Материально-техническая база вузов должна соответствовать актуальному технологическому уровню развития производства в рамках социального заказа", - отмечает Олег Баксанский.
"Кванториумы" - детям
Еще одна инициатива нацпроекта "Образование" - создание детских технопарков "Кванториум". Это федеральная сеть образовательных площадок, где дети смогут освоить перспективные инженерные направления. "Кванториумы" создаются на базе школ. Посещать их можно сразу после основных уроков - как дополнительные занятия по 13 направлениям - квантумам, среди которых роботостроение, проектирование космических аппаратов, 3D-моделирование, изучение искусственного интеллекта и нейротехнологий и многое другое. В "Кванториумах" школьники смогут разработать реальный проект с помощью высокотехнологичного оборудования, научатся работать в команде и решать нестандартные задачи. Цель "Кванториумов" - приблизить науку к школьникам, сделать ее "осязаемой" для них и, конечно, заинтересовать перспективной научной деятельностью в будущем. Сегодня создано уже 135 "Кванториумов" в 84 регионах страны. К 2024 году их станет еще больше - 359. Предполагается, что через два года в "Кванториумах" будут обучаться более двух миллионов детей.
По словам экспертов, создание новой образовательной среды в российских школах поможет в полной мере раскрыть таланты молодежи, выстроить социальные лифты и создать кадровый резерв для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ.