Павел Вячеславович, какой объем работы предстоит?
Павел Дмитриев: Наш историко-реставрационный проект рассчитан на три года: надеемся закончить его в год 80-летия Победы. Вместе со специалистами-реставраторами из СПбИИ РАН мы отсмотрели огромное количество материалов: в работу пойдет 700 с лишним афиш и других документов, в частности, самая ценная часть программ военного периода. Сразу скажу: это редкий случай, когда концертная организация сотрудничает с научной. И, конечно, редкость - реставрация такого объема документов. Это даст возможность музыковедам и историкам посмотреть на репертуар, а он был весьма разнообразным. Включал и музыку композиторов, оставшихся в блокадном Ленинграде, и русскую и зарубежную классику, в том числе и немецкую - с началом войны немецкая музыка не исчезла из репертуара филармонии. Так, например, Вагнер, Брамс и Брукнер занимали заметное место в репертуаре Заслуженного коллектива Республики, в Ленинграде исполнялись симфонии Бетховена...
В Советском Союзе ведь работали и музыканты - носители немецкой культуры…
Павел Дмитриев: Конечно. Мало того, немецкий дирижер еврейского происхождения Курт Зандерлинг, эмигрировавший из Германии, спасаясь от фашизма, оказался в Советском Союзе и работал в филармонии до 1960 года. Потом уехал в ГДР, где стал главным дирижером Берлинской филармонии и приезжал в нашу страну уже как дирижер-гастролер.
Какие наиболее интересные для историков документы будут отреставрированы?
Павел Дмитриев: Например, так называемая Книга блокадных концертов. Она велась с 5 апреля 1942 года по 1 мая 1944 года. Из нее можно узнать в том числе интереснейшие сведения о первом исполнении в Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Книга находится в относительно приличном состоянии, ее надо лишь слегка подновить и переплести.
Почему концерты филармонии начинаются лишь 5 апреля 1942 года?
Павел Дмитриев: Зима 1941-1942 года - вынужденный перерыв, связанный с тяжелейшими днями в истории Ленинграда, когда остановились трамваи, не стало электричества, перестал работать водопровод… У нас есть афиша последнего концерта перед перерывом - 14 декабря.
У вас есть какой-то тематический план по реставрации?
Павел Дмитриев: Мы со специалистами СПбИИ РАН решили, что в первую очередь отреставрируем новосибирские афиши, связанные с эвакуацией оркестра филармонии в Новосибирск и первым исполнением там Седьмой симфонии 9 июля 1942 года. В этом году 4 июня исполняется 120 лет со дня рождения Евгения Мравинского, руководившего оркестром филармонии 50 лет: с 1938 по 1988 год. Так что к июню - сроку окончания реставрации этой части коллекции - эти материалы будут востребованы в связи с юбилеем великого дирижера. Следующим потоком пойдут афиши блокадные - к январю 2024 года, к 80-летию полного снятия блокады. Далее остальные. Мы охватим всю войну с небольшим припуском по краям. У нас сохранилось примерно 85 процентов всех афиш военного времени.
К слову, как Большой зал филармонии во время блокады, так и Концертный зал в Новосибирске не ограничивались только филармонической концертной деятельностью. Здесь выступали, к примеру, Вольф Мессинг, Леонид Утесов. Афиши эти сохранились, их тоже ждет реставрация.