Напомним, что в 2022-м на Среднем Урале пониженная ставка налога действовала для семи категорий налогоплательщиков. В частности, для горэлектротранспорта она составляла 0,9 процента, для пассажирских автоперевозчиков - 1,4, для потребкооперации и участников региональных инвестпроектов в сфере туризма - 1,1. На таких же условиях платили налог владельцы автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а самая низкая нагрузка была у реконструированных гостиниц - всего 0,5 процента. Теперь эти предприятия уравнены с другими юрлицами, однако законодатель предусмотрел возможность установления "зеркальных" льгот.
- Так, для инвестпроектов в сфере туризма могут уменьшить сумму авансового платежа или налога на 50 процентов, что эквивалентно действовавшей ранее ставке в 1,1 процента, - уточняет Сергей Козлов, директор Группы компаний "Априори", член совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. - Такую же ситуацию мы наблюдаем по объектам, для которых налоговая база определяется от кадастровой стоимости, хотя последняя может увеличиться в результате государственной кадастровой оценки, то есть положительный эффект частично нивелируется. А вот объекты, введенные в эксплуатацию после 2019 года, по-прежнему освобождены от уплаты налога.
Слова представителя бизнеса подтверждают в налоговой службе: региональное законодательство привели в соответствие с изменениями в Налоговый кодекс 25 мая 2022 года. С одной стороны, исключили нормы, предусматривающие пониженные дифференцированные ставки налога на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. С другой - предоставили льготы тем же компаниям и в том же объеме, подчеркивает заместитель руководителя УФНС по Свердловской области Лидия Исаева.
Вместе с тем эксперты предлагают осторожно и вдумчиво подходить к налогообложению отдельных категорий налогоплательщиков, возможно, еще больше снизить для них нагрузку. В частности, речь о пассажирских перевозчиках.
- Они и так находятся в достаточно тяжелом положении, а рост затрат традиционно перекладывают на тарифы, - рассуждает Марина Рыжкова, партнер Группы компаний "Партнерство Маминой", эксперт Уральской торгово-промышленной палаты.
Также она считает, что в господдержке нуждаются компании, вложившиеся в 2020-2021 годах в реконструкцию отелей. Идя на существенные расходы, они не предполагали форс-мажора, рассчитывали на окупаемость. Те, кто решился на реконструкцию в 2022-м, надеялись на подъем внутреннего туризма, но пока спрос меньше, чем хотелось бы. Нулевая ставка налога на имущество организаций в 2023-м помогла бы и тем, и другим выправить ситуацию.