В третий раз в Москве состоится "Притяжение", фестиваль молодой не только по своей хронологии, но и по составу участников - 20-30-летних музыкантов, выпускников Московской консерватории.
В отличие от "старшего" по возрасту "Возвращения", четверть века проходившего в стенах консерватории и прервавшегося в этом году, проект, созданный скрипачом Даниилом Коганом и командой "Притяжение", сделал ставку не только на музыкальную оригинальность программ, но и на новые форматы концертов, привлекая с этой целью художников, дизайнеров, хореографов, драматических артистов.
Уже бывало на фестивале, что во время концерта на этажах Малого зала консерватории разворачивался перформанс с участием драматических актеров и декорациями (программа "Бессоница"). В этом году концерты так же будут сопровождаться выступлениями в антрактах танцовщиков, перформансами, визуальным проектом в выставочном пространстве Малого зала (специально созданные объекты малой архитектурной формы).
Фестиваль пройдет с оммажем "Памяти" и девизом "Этого не было" - каждая его программа будет посвящена конкретному "герою" и одновременно созданной вокруг него легенде, иллюзии, мистификации. Так, программа, посвященная памяти Шарля Перро (320 лет со дня смерти), станет музыкальным погружением в миры сказки. Причем тему представят в трех тематических ракурсах: мир романтической и античной сказки, где прозвучат "Сказочные картинки" Шумана и знаменитые "Мифы" Кароля Шимановского, написанные для скрипки и фортепиано по "Метаморфозам" Овидия - с их мотивами волшебных превращений, текучести живых форм. Мир авангардной русской сказки проиллюстрируют "Сказка о беглом солдате и черте" Стравинского и "Русские сказки" для 12 инструменталистов Николая Сидельникова - сегодня почти не исполняющееся произведение, а в 1971 году оказавшееся в десятке лучших сочинений мирового концертного сезона.
Современный постмодернистский вариант сказки прозвучит в сочинении, написанном в жанре инструментального театра, - "Красной Шапочке" французского композитора Жоржа Апергиса. В этом действе шесть музыкантов будут не только играть на скрипке, кларнете, фортепиано или саксофоне, но и декламировать, играть персонажей, создавать инструментальный спектакль.
В такого рода нетривиальных форматах задуманы все программы "Притяжения", имеющие собственные названия: "История одного оркестра", "Небытие". Пока подобно tabula rasa выглядит только афиша "Мистификации", посвященная памяти Геннадия Рождественского (ушедшего пять лет назад). Задумано это как отражение творческого мышления маэстро, открывавшего неизвестные партитуры и новые имена. В концерте прозвучат сочинения, созданные современными композиторами специально для творческой группы "Притяжение". Имена авторов и названия сочинений публике раскроют только на сцене.