Политики и эксперты в Германии ожесточенно спорят о том, является тот или иной вид техники наступательным и оборонительным оружием. Но поскольку определения этих понятий в немецких законах нет, то каждый в итоге остается при своем. Однако канцлера все эти споры явно нервируют. Согласившись после долгих раздумий на поставки танков, он сейчас однозначно утверждает, что самолеты Киеву Германия точно передавать не будет. "У боевых самолетов совершенно иная дальность действия и огневая мощь. В этом случае мы перешли бы к масштабам, от которых я сейчас могу только очень сильно предостеречь", - объяснил Шольц в интервью Suddeutsche Zeitung. Слов "наступательное оружие" канцлер в данном случае по понятным причинам избегает - это вызвало бы слишком много вопросов к нему и его правительству, но что именно подразумевается под "иной огневой мощью и дальностью действия", в общем-то вполне ясно.
Впрочем, соратники Шольца по партии уже не исключают и поставок самолетов. По словам сопредседателя СДПГ Заскии Эскен, решающим фактором в данном случае является вопрос о том, сделают ли такие поставки Германию и НАТО стороной конфликта. Правда, кто именно определяет ответ на этот вопрос, Эскен не разъяснила. Большинство немецких политиков, включая и некоторых записных "ястребов", пока все же очень сдержанно высказываются по поводу возможной передачи Киеву самолетов. Но тех, кто открыто призывает Берлин к такому шагу, становится все больше. На прошедших выходных их ряды пополнил и бывший советник Ангелы Меркель, а сейчас председатель Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген. Он, как и другие, указывает на то, что самолеты помогут Украине лучше себя защитить. Но многих, как показывает тот же судебный иск "Свободной Саксонии", этот аргумент уже не убеждает.
"Свободная Саксония" - одна из многочисленных "маленьких" партий Германии, обладающих представительством в лучшем случае на уровне муниципалитетов. Особого политического веса она не имеет и на успех своего иска, похоже, не сильно рассчитывает. Важнее для нее создать прецедент и привлечь внимание к тому, что Берлин начинает передавать Киеву именно наступательные вооружения, и возможным последствиям этого шага. "Мяч теперь на стороне высшего немецкого суда, и нам интересно посмотреть, будет ли и в этот раз решение обосновано политическими соображениями или же оно будет все-таки принято в интересах народа. В любом случае суд теперь должен занять позицию", - отмечают в партии в связи с поданным иском.
Своим обращением в суд "Свободная Саксония" и Хофманн бьют в одно из самых болезненных мест немецкой политики. Экспорт вооружений по причине шатких правовых оснований и раньше вызывал в Германии ожесточенные споры, а сейчас Берлин, расширяя поставки Киеву, вступает на совсем уж зыбкую почву. По мнению Даниэля-Эразмуса Хана, профессора конституционного права из Университета бундесвера в Мюнхене, даже сама действующая практика принятия решений о поставках вооружений противоречит основному закону ФРГ. Такие решения, в том числе и в случае текущих поставок на Украину, принимает на своих тайных заседаниях федеральный совет безопасности под руководством канцлера и с участием представителей бундесвера. В то время как по закону делать это должно только правительство, и в полном своем составе. Хан еще в 2020 году указывал на это грубое нарушение процедуры и призывал подавать иски в конституционный суд - чтобы дать тому возможность высказать свое мнение. Потому что, как отмечал профессор, "пока нет заявителя, нет и судьи". Судя по всему, именно этому совету "Свободная Саксония" и следует.
Но споры вокруг немецкого экспорта вооружений еще до украинского конфликта вызвала не столько его процедурная сторона, сколько вопрос о том, кому и какое оружие можно поставлять. Принятый в 2000 году документ под названием "Политические принципы федерального правительства в сфере экспорта боевого оружия и других военных товаров" накладывает на власти Германии целый список ограничений, и в первую очередь в отношении поставок оружия за пределы ЕС и НАТО. Экспорт в страны, где идет вооруженный конфликт, прямо запрещен, хотя и с оговоркой, отсылающей к статье 51 Устава ООН о праве на самооборону. Для обороны экспортировать оружие из Германии в воюющие страны можно, но с условием, что это не приведет к эскалации конфликта, - в этом случае включается еще один ясно обозначенный в "Политических принципах" запрет.
С самой первой партии вооружений для Киева Берлин обосновывает свои поставки правом Украины на самооборону, а заодно и тем, что с помощью оружия можно скорее завершить конфликт. В конце концов в договоре об объединении Германии четко прописано, что с немецкой земли впредь должен исходить только мир. Но чем шире список поставляемой техники, тем более сомнительными становятся эти обоснования, причем, похоже, и в глазах самого немецкого правительства.