В жернова репрессий молодой авиаконструктор попал еще до войны по доносу. Его обвинили во вредительстве, а также срыве сдачи новых образцов вооружения. Оба пункта - расстрельные. Так что Королеву, которого приговорили к десяти годам тюрьмы, считай, повезло.
Летом 1938 года старшего инженера Реактивного НИИ арестовали. Спустя год отправили по этапу на Дальний Восток. Потом Колыма, где он наверняка погиб бы, если бы о своем ученике не вспомнил Андрей Туполев. Руководитель закрытой "шараги" получил задание - создать новейший пикирующий бомбардировщик. И потребовал вернуть из заключения талантливых инженеров. Вскоре Королева переводят в Москву в ЦКБ-29.
А с началом войны вместе с эвакуированными военными заводами отправляют в город Омск.
То, что сотрудник "без имени" находится под неусыпным конвоем, никого не удивляло. "В нашем классе отцы всех девочек были репрессированы", - вспоминала ученица омской гимназии Надежда Сехина. И к Королеву в цеху относились спокойно: человек просто попал в беду.
Чтобы понять, каким был главный герой, авторам фильма пришлось перелопатить много архивов, груды книг, статей, записей его соратников и близких.
- Современники Сергея Королева признавались, что он был одержим. Никто не видел его уставшим, хотя он трудился на пределе. При 12-часовой смене подолгу оставался в цеху. А свет в окне его комнаты, заваленной конспектами и чертежами, не гас до рассвета, - рассказал корреспонденту "РГ" исполнитель главной роли, актер Омской драмы Александр Соловьев.
- Выдавая задания, требовал беспрекословного и четкого выполнения. При этом говорил: "Если что не получается, приходите, вместе найдем решение", - дополняет автор проекта Светлана Лазарева.
Авторы фильма постарались в точности воссоздать героическую атмосферу омского тыла, когда люди выдавали продукцию прямо под открытым небом и потом возводили цеха. А первый образец новой крылатой машины собрали уже в ноябре 1941 года.
В "шараге" Сергей Королев разрабатывал и другие важные для страны проекты: радиоуправляемой торпеды, ракетного перехватчика. Уже в 1942 году его переводят в ОКБ моторостроительного завода в Казань.
В июле 1944-го досрочно освобождают. В 1946-м назначают главным конструктором Особого КБ № 1. Освоение космоса идет при его непосредственном руководстве.
Эти и другие сюжеты войдут в омскую ленту. В массовых сценах задействованы работники завода. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Премьера состоится на 9 Мая.