За два дня до этого министр обороны Польши Мариуш Блащак проинформировал общественность о еще одном военном рекорде - польская армия набрала в прошлом году почти 14 тыс. рекрутов, повысив таким образом свою численность до 164 тыс. человек. Заодно министр еще раз озвучил и долгосрочные цели - поставить под ружье 300 тыс. человек, включая 50 тыс. солдат сил территориальной обороны. При этом Польша активно закупает военную технику и в прошлом году подписала несколько крупных контрактов с США и Южной Кореей на поставку танков, САУ, РСЗО и легких штурмовиков. Только одних южнокорейских танков K2 Варшава рассчитывает получить в ближайшие годы около тысячи штук, часть из которых планируется произвести на польской территории.
В соседних странах на это военное строительство пока смотрят скорее с интересом наблюдателя. Заявленные Польшей цели выглядят слишком амбициозно, что вызывает у экспертов сомнения в их достижимости. Всю эту армию надо не только набрать и вооружить, но потом еще и содержать, что в целом потребует огромных финансовых затрат. "Возникают серьезные вопросы относительно того, насколько Польша может себе все это позволить", - отмечает издание Army Technology, указывая, в частности, на то, что прогнозируемая инфляция в ближайшие годы значительно снизит обменный курс злотого, а следовательно увеличит для Польши стоимость импортных вооружений и военных технологий.
Однако в Германии, которая, по словам ее канцлера Олафа Шольца, сама претендует на роль главной военной силы в ЕС, похоже, начинают проявлять беспокойство по поводу оборонных планов восточного соседа. Как полагает издание T-Online, Польша в конечном счете может обогнать Германию и сама занять место главной военной силы, по меньшей мере в Центральной Европе. "Поляки сейчас наращивают военный потенциал, а мы, немцы, наоборот, сокращаем", - говорит в интервью изданию Кристиан Мёллинг, один из ведущих немецких экспертов по оборонной политике.
По мнению Мёллинга, вооружение Польши представляет собой, помимо прочего, еще и "вотум недоверия" в адрес Германии. Правда, по мнению венгерского военного аналитика Давида Наги, трансформировать растущий военный потенциал в политическое влияние Польше будет непросто. Правящая польская партия "Право и справедливость" вызывает резкую неприязнь у многих стран Евросоюза, что уже привело фактически к изоляции Варшавы. Недовольны в ЕС и тем, что Польша закупает для армии американское и южнокорейское, а не европейское оружие. Заменить Германию в качестве главного военного союзника США в Европе Польше в ближайшее время тоже вряд ли удастся. "В конце концов, авиабаза Рамштайн находится в Германии. И ее будет сложно перенести куда-нибудь еще", - говорит сотрудник берлинского фонда "Наука и политика" Кай-Олаф Ланг. К тому же между Берлином и Вашингтоном, несмотря на все споры о поставках оружия Украине, по-прежнему сохраняются тесные политические связи.
Впрочем, расслабляться Берлин явно не намерен. Новый министр обороны Германии Борис Писториус уже заявил о необходимости повысить расходы на оборону - помимо тех дополнительных 100 миллиардов евро, которые были выделены на перевооружение бундесвера весной прошлого года. Наращивания государственных военных инвестиций ждет и немецкая оборонная промышленность, расширяющая сейчас свои производства. Правда, как и в случае Польши, остается неясным главный вопрос - хватит ли у Германии денег. Средства на перевооружение бундесвера были получены в прошлом году за счет кредитов, и уже к осени их заметно "подъела" инфляция.