В жернова репрессий молодой авиаконструктор попал еще до войны. Летом 1938-го старшего инженера Реактивного НИИ арестовали. Спустя год 31-летнего "вредителя" отправили по этапу на Колыму. Его обвинили в участии в составе троцкистской организации и во вредительстве - срыве сдачи новых образцов вооружения. Оба пункта - расстрельные. Так что Королеву, которого приговорили к десяти годам с поражением в политических правах и конфискацией имущества, считай, повезло.
В лагере он мог и погибнуть, если бы о своем ученике не вспомнил (также репрессированный) Андрей Туполев. Руководитель закрытой "шарашки" получил задание - создать дальний фронтовой пикирующий бомбардировщик. И, формируя команду, потребовал вернуть из заключения талантливых инженеров, в том числе своего ученика Сергея Королева. Его переводят в Москву в ЦКБ-29. А с началом войны вместе с эвакуированными военными заводами и КБ отправляют в Омск.
То, что человек, имя которого было строго засекречено, находится под неусыпным конвоем, никого тогда не удивляло. "В нашем классе отцы всех девочек были репрессированы", - вспоминала ученица омской женской гимназии Надежда Сехина. И к Королеву в цехе, где арестантов тоже хватало, относились без враждебности. Все понимали, что человек просто попал в беду, как и многие другие в то время.
Сведений об омском периоде биографии Королева оказалось крайне мало. Авторам фильма пришлось перелопатить архивы, груду книг и старых газет, отыскать сохранившиеся записи близких, очевидцев, соратников конструктора.
- Королев зашел к нам энергично, чуть глуховатым голосом поздоровался. Подсаживаясь по очереди к каждому, стал знакомиться. Коренастый, широкоплечий, чуть ниже среднего роста, немного сутулый. Высокий лоб, черные густые волосы с ранней сединой, серьезные и проницательные глаза. Выдавая задания, требовал беспрекословного и четкого выполнения. При этом говорил: "Если что не получается, приходите, вместе найдем решение", - вспоминал ветеран омского "Полета" Лев Степаненко.
Через некоторое время в виде исключения Королеву разрешили носить костюм с рубашкой и галстуком. Несмотря на колоссальные нагрузки, он всегда выглядел подтянутым и собранным.
- Сотрудница Омского театра драмы, которая дружила с коллегой Сергея Павловича по цеху, вспоминала, что его никогда не видели уставшим, хотя работал он буквально на пределе. После 12-часовой смены оставался в цехе еще на несколько часов. Комната, где он жил, была буквально завалена конспектами и чертежами, а свет в окне не гас едва ли не до рассвета, - рассказал "РГ" исполнитель главной роли Александр Соловьев.
Омские телевизионщики постарались воссоздать атмосферу трудового подвига тыла, когда эвакуированные заводы начинали выдавать продукцию, раньше, чем для них возводили цеха. Фронт не мог ждать. И первый образец нового бомбардировщика Ту-2 собрали уже в ноябре 1941 года.
В "шараге" Сергей Королев работал не только над созданием нового самолета для фронта (он разрабатывал конструкцию крыла Ту-2), но и над перспективными проектами - радиоуправляемой торпеды и ракетного перехватчика, рисовал контуры будущих космических кораблей. В 1942 году его перевели в ОКБ моторостроительного завода в Казань. В мае 1944-го досрочно освободили, а уже в 1946-м назначили главным конструктором Особого КБ N1. На протяжении последующих двадцати лет освоение космоса шло при его непосредственном руководстве.
- В массовых сценах задействованы омские студенты и работники завода, которые очень трепетно отнеслись к своим ролям, - отметила автор художественно-документального фильма Светлана Лазарева. - Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов в партнерстве с региональным отделением "Волонтеры Победы". Премьера состоится 9 Мая.
Справка "РГ"
За годы Великой Отечественной войны на омском "Полете" было изготовлено более 3,5 тысячи истребителей Як-9, 80 бомбардировщиков Ту-2. На омских Як-9 сражались, например, французские летчики из полка "Нормандия-Неман".