02.02.2023 11:07
Поделиться

Власти возобновят строительство аэропорта Омск-Федоровка

Инвестор готов вложить в строительство нового омского аэропорта шестнадцать миллиардов рублей, еще столько же добавит государство. Об этом заявил губернатор Омской области Александр Бурков.

- Проект включен в пятилетний план строительства новых аэропортов минтранса России. Когда объект сдадут, территорию действующего аэропорта можно будет отдать под застройку, - отметил глава региона.

Согласно прогнозу, Омск-Федоровка позволит к 2035 году увеличить пассажиропоток более чем в два раза - до 3,8 миллиона. А также увеличить число рабочих мест с одной тысячи до 2,7 тысячи человек.

Новый аэропорт, расположенный за чертой города, планируют строить в рамках государственно-частного партнерства с отложенным госфинансированием. Основные работы лягут на плечи бизнеса, потом из средств бюджета компенсирует более половины вложений.

- Полная стоимость объекта составляет 36 миллиардов рублей. Есть все финансово-экономические расчеты, необходимые для проектирования, - утверждает Александр Бурков.

По проекту, включенному в стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года, Федоровка станет частью трансконтинентального коридора через Новосибирск, Норильск, Красноярск с выходом в Китай. Проект предполагает создание мультимодального логистического центра международного значения. Площадь объекта составит 600 гектаров. Пропускная способность будущего аэропорта в десять раз превысит объемы нынешних перевозок. Помимо пассажирских перелетов, предполагается развивать транспортировку грузов из Азии в Европу.

По мнению экспертов, для создания современного хаба в Федоровке, расположенной в пятнадцати километрах от Омска, есть все условия. Рядом проходят автомагистраль, железная дорога, водная артерия (Иртыш), ведущая в КНР.

Проект весьма выгоден для развития экономики региона. Поэтому в реализации программы "73 меридиан" деловое сообщество крайне заинтересовано.

- Этот вектор связывает несколько стратегически важных территорий - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменскую и Омскую области, а также Казах-стан, Киргизию, Таджикистан, Иран, Пакистан и Индию. Некоторые страны уже выразили заинтересованность в создании новых экономически выгодных сухопутных и воздушных коридоров, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель представительства Объединенного центра делового сотрудничества БРИКС по Омской области Игорь Глушков. - Этот рынок вполне перспективен. Транзитный потенциал страны сейчас используется всего на три-пять процентов. А те же китайские товары поставляют в Сибирь через Москву и Санкт-Петербург. Расходы за этот торговый крюк ложатся на плечи потребителей.

Точные сроки строительства Омск-Федоровки власти не называют. Поэтому действующий аэропорт имени Карбышева тоже будет развиваться.

В частности, запланировано увеличить площадь аэровокзала. Необходимость в этом назрела из-за роста пассажиропотока. В 2022 году он вырос на 5,3 процента и достиг рекордной за последние пять лет отметки - 1,6 миллиона человек. Рядом с аэровокзалом уже в этом году появится быстровозводимый модульный корпус.

Как пояснили в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, его площадь составит около трех тысяч квадратных метров. Модуль будет иметь пять выходов на посадку. Это позволит добавить рейсов в пиковые часы, увеличить пропускную способность терминала на 400-500 человек в час. Всего на строительство и подведение инженерных сетей в омском аэропорту запланировано потратить около 320 миллионов рублей.

Напомним, что масштабную реконструкцию аэровокзала с возведением современного международного терминала стоимостью 1,8 миллиарда рублей власти Омской области хотели провести еще к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года. Однако из-за международных санкций турнир перенесли из России в Канаду. Поэтому модернизацию решили провести по более экономичному варианту.

Нынешнее здание аэровокзала, рассчитанное на 700 пассажиров в час, было построено в 1970 году. В начале 2000-х его расширили. Аэропорт имени Карбышева расположен практически в центре города, зажат жилыми кварталами и красными линиями. Чтобы обеспечить безопасность жителей и пассажиров, вблизи запрещено возводить высотки. Сегодня в зоне повышенного шума, сопровождающего взлет и посадку лайнеров, проживает более 300 тысяч омичей.

Расцвет омского авиапредприятия пришелся на 1990-е, когда его услугами пользовалось 2-2,5 миллиона пассажиров в год. Летом здесь принимали более девяноста рейсов в сутки. Сейчас их число сократилось втрое. Перелеты осуществляются по трем десяткам маршрутов. Большая часть из них субсидируются из средств бюджета Омской области. В 2022 году можно было воспользоваться льготами по восемнадцати направлениями, в 2023-м - по двенадцати.

Справка "РГ"

Решение о строительстве аэропорта Омск-Федоровка было принято в 1979 году. С тех пор строительные работы периодически начинали и приостанавливали. Сейчас объект представляет собой недостроенный комплекс, расположенный на пересечении Западного обхода и Тюкалинского тракта.