Кузбасский оркестр под управлением дирижера из ДНР исполнил Пятую симфонию Чайковского

Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса исполнил в Кемерове Пятую симфонию П. И. Чайковского. Написанная великим русским композитором всего за три месяца 1888 года симфония ми-минор поднимает вечную тему борьбы личности с жизненными обстоятельствами. Сейчас, когда судьба испытывает человечество на прочность в очередной раз, эта музыка звучит по-особому. Тем более что за дирижерский пульт в Кемерове встал главный дирижер и художественный руководитель Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева Владимир Заводиленко.
Дирижер Владимир Заводиленко: Когда началась война, зритель в Донецке изменился. Его стало намного больше.
Дирижер Владимир Заводиленко: Когда началась война, зритель в Донецке изменился. Его стало намного больше. / предоставлено Государственной филармонией Кузбасса имени Б.Т.Штоколова

Владимир Владимирович, вы приехали в Кузбасс впервые?

Владимир Заводиленко: Меня пригласили выступить с симфоническим оркестром филармонии минувшим летом, когда я с коллегами был на фестивале "Симфоночь" в кемеровском музее-заповеднике "Томская писаница". И ваш оркестр поразил меня профессионализмом. Кстати, некоторые музыканты в молодости работали в Донбассе и знают наших музыкантов. Тогда и решили, что можно подготовить совместную программу. Все состоялось благодаря поддержке "Русского центра", Донецкой и кузбасской филармониям, министерствам культуры ДНР и Кузбасса.

Это очень приятно, и есть какая-то взаимосвязь с тем, что сейчас идет спецоперация, и в ней участвуют добровольцы из Кузбасса. Мы относимся к этому с уважением. С сердечным приветом от Донецка и благодарностью, что вся Россия с нами. Это раньше было другое ощущение, когда мы не знали, с кем мы и кому мы нужны. Но время пришло, и мы действительно сейчас все вместе. Я надеюсь, что все вместе мы победим. Каждый на своем фронте.

Как живут сегодня Донецкая филармония и ее симфонический оркестр?

Владимир Заводиленко: В Донецке ситуация сложная. С февраля прошлого года мы работаем дистанционно. Нет, собираемся и репетируем, но только для выездных концертов. Все концерты в здании филармонии запрещены, потому что любое массовое мероприятие может закончиться гибелью людей, и такие случаи были. В том числе под обстрел попадали похоронные процессии. Были погибшие и раненые. Потому сейчас мы работаем на видеозапись трансляций. Все концерты можно посмотреть на сайте нашей филармонии. В том числе новогодний, посвященный 100-летию со дня образования Советского Союза. Кроме того, выезжали в Белгородскую область, Тулу, Саратов, Волгоград. Стараемся охватывать разные регионы, которые нам доступны с симфоническим оркестром. Но Донбасс и Кузбасс очень далеко друг от друга, потому приехать большим коллективом сложно. Пока это очень дорого для нас. Но может быть придет время, и такая встреча состоится. Как раньше к вам приезжали и шахтеры, и творческие коллективы из Донецка. А ваши коллективы - к нам.

Владимир Заводиленко (слева): Хормейстер из Кузбасса Анатолий Мохонько на свои сбережения купил инструменты для нашего оркестра. Фото: Юлия Потапова/ РГ

А на фронт бригады артистов выезжают?

Владимир Заводиленко: Небольшие бригады, ансамбли, вокалисты. Это курирует министерство культуры и министерство обороны, народная милиция. Наш директор и художественный руководитель филармонии Александр Александрович Парецкий постоянно предлагает и направляет музыкантов и вокалистов с концертами. В том числе и по госпиталям. В репертуаре много песен военных лет. Знаете, больше востребовано что-то душевное.

В одном из интервью еще до начала спецоперации вы сказали, что музыка - это мягкая сила, с которой можно и войны выигрывать…

Владимир Заводиленко: Да, я в Донецке работаю с 2015 года. Когда началась война, я был в Киеве и видел все происходящее. Согласиться с этим не смог. Когда настал момент, что оперный театр и оркестр в Донецке оказались на грани исчезновения, потому что люди многие уехали, нужно было что-то делать. И я откликнулся и приехал в Донецк, о чем не жалею. Я понимаю, что эта мягкая сила нужна. Мы же помним наших дедушек и бабушек, какой у них был менталитет, как они относились друг к другу, за счет чего победили в Великую Отечественную. Они друг за друга стояли плечо к плечу, не жалея жизни для Победы. Но время течет, и хоть многие считают, что План Даллеса - это только слова, я, соотнося их с тем, что уже реализовано, абсолютно точно понял: такая политика идет давно. На уничтожение нашего государства и нашего народа. Поэтому я надеюсь, что мы будем консолидироваться, объединяться, уважать свою культуру и нести ее с гордо поднятой головой, никого не стесняясь. Мы такие, какие есть. И к нам не надо приходить с мечом.

Могу точно сказать: когда война началась, зритель в Донецке изменился. И его стало намного больше. Если раньше на концерты ходили в основном по пригласительным, то сейчас интерес растет. И у молодежи в том числе. У нас много разных программ. Это и рок-хиты, и музыка из советских и зарубежных кинофильмов. Два года назад исполнили для писателей-фантастов, приехавших из России, музыку из фильмов по таким произведениям. Надеемся, когда фронт отодвинется, мы сможем в полную силу работать.

Знаю, что в Кузбассе есть люди, которые вам помогли.

Владимир Заводиленко: Это Анатолий Павлович Мохонько, заслуженный работник культуры России, профессор, хормейстер. Он долгое время откладывал пенсию и купил для нашего оркестра валторну, бас-кларнет, кларнет-пикколо, флейту-пикколо и другие инструменты, а также мультимедийное оборудование. Со всем этим было очень сложно. Когда я приехал в Донецк, филармония не имела своих инструментов - только личные инструменты музыкантов. При Украине вообще ничего не закупали, все было пущено на самотек. Мы были в удручающем состоянии. Обращались за помощью в разные театры России. Московская филармония помогла с инструментами Луганской филармонии. А нам пришла помощь из Кузбасса. Анатолий Павлович не только купил инструменты, но приехал и провел несколько концертов. Это наш дорогой гость и друг филармонии. Я был очень рад видеть его на концерте в Кемерове.

Вы исполнили еще и "Славянский марш", написанный Чайковским в самый разгар сербско-турецкой войны в 70-х годах 19 века, где участвовали и русские добровольцы. А финал Пятой симфонии - это все-таки победа личности над обстоятельствами?

Владимир Заводиленко: Сегодня я воспринимаю эту музыку все-таки как победный, а не трагический финал. Да, тема рока, возможно, и проводится, но в финале она превращается в ответ на вопросы, которые перед собой ставил человек. В финале меняется отношение к проблемам. Появляется гармония. Отсюда и мажор. И мы живем с этим дальше.