Подсобный рабочий из Благовещенска Василий Кленин заканчивает пятитомник о современном обывателе, который попал в тело индейского вождя, жившего в Америке накануне прибытия Колумба. Автор работает в библиотеке и в свободное время пользуется компьютером в читальном зале. Так и появляется глава за главой уже довольно популярной серии. А в планах - роман о русском землепроходце Онуфрии Степанове, преемнике Ерофея Хабарова.
Василий с детства мечтал стать писателем. Но только к 40 годам написал свою первую книгу. Попытался напечатать ее, но никого роман не заинтересовал. Существование литературных интернет-порталов стало для Василия откровением.
- Это целая индустрия, и там уже вращаются немалые деньги, есть большая аудитория. Раньше у меня было представление, что книгу обязательно нужно издать на бумаге. Сейчас же пишутся миллионы романов, - рассказал Василий Кленин. - Литература потребляется с неимоверной скоростью. Она превращается в контент, подобно статьям для блогерства. Чтобы это принять, пришлось перестроиться. Первую книгу я создавал целых четыре года, но сейчас это непозволительная роскошь. Надо наоборот - четыре романа в год писать. А лучше - еще больше. Я понимаю, что есть риск скатиться к халтуре. Но такой скорости выдачи контента требует читатель.
Современные сетевые авторы зачастую работают в режиме "нон-стоп". То есть публикуют каждую главу по отдельности. Читатель тут же реагирует - ругает или хвалит. Писатель, глядя на отзывы, может быстро перестраиваться и даже менять свои планы. Или, наоборот, игнорировать мнение публики, продолжая вести сюжет так, как ему хочется. Правда, считает Василий, если ты желаешь, чтобы у тебя была большая аудитория, то лучше к ней прислушиваться.
Судя по статистике сайта, количество читателей у амурчанина уже сопоставимо с тем, которое было бы, выпусти он роман бумажным тиражом. И издавать "классические" книги амурчанин теперь не рвется. Признается, что уже считает себя профессиональным писателем. По крайней мере, доход его увлечение приносит. И зарплаты на основной работе вместе с тем, что приносит писательская деятельность, на жизнь хватает.
- Самое главное - уметь продвигать свою книгу. Место в рейтингах зачастую определяется именно этим, а не качеством литературы, - рассуждает писатель. - Если честно, некоторые из популярных в сети романов я дочитать не смог - это просто школьные работы. Чтобы стать успешным, очень важно понять, как грамотно выкладывать, как постоянно работать с читателем. Я теперь почти каждое утро начинаю с ответа на комментарии.
На книжках хабаровской писательницы Елены Неменко растет уже не первое поколение дальневосточных ребятишек. Свой первый сборник стихов "Вьюнок" Елена Викторовна выпустила 2 июня 1990 года тиражом в 200 тысяч экземпляров.
- Помню, как приходила в магазин "Детская книга" и, никем не замеченная, наблюдала, как родители набирали стопки книг. Тогда каждая стоила всего 5-20 копеек, и на рубль можно было собрать десяток. Обязательно брали мою - яркую, - вспоминает писательница. - Огромнейший тираж ушел практически весь за семь-восемь месяцев. Такой радости востребованного автора я уже больше никогда не испытывала, так как потом издания приходилось распространять самой. Государственная книжная торговля с четко отлаженной системой распространения изданий очень скоро приказала долго жить. Кстати, гонорар за свою первую книжку я получила очень приличный. Хватило на то, чтобы поставить на даче новый кирпичный дом. И с тех пор у меня в фаворе простенькие вьюнки - вьются и на даче, и на балконе.
Свои следующие книги Елена Неменко публиковала благодаря спонсорской помощи. Потом часть тиража отдавала меценатам, часть раздаривала, а оставшееся пробовала продать. Заработать таким образом удавалось немного.
- Авторов, у которых написание книг стало основным занятием, на Дальнем Востоке не встречала. Хотя есть такая категория среди пенсионеров. Но на одну пенсию сложно прожить, не говоря уже об издании произведений. А у молодых писателей есть основная работа, порой очень далекая от литературной деятельности. Разбогатеть от издания книг может только хорошо раскрученный автор, - отмечает Елена Викторовна.
Конечно, как и большинство современных литераторов, она публикует произведения в интернете. Там размещает то, что не вышло на бумаге. Но только в открытом доступе. Продавать книги в электронном формате пока не пробовала - нет стимула. Знакомые, разместившие свои творения на подобных платформах, говорят, что гонорары там копеечные.
- Писателю, чтобы стать востребованным, необходим менеджер, продвигающий его творчество, - считает Елена Неменко. - Мне повезло - у меня такой был, Андрей Евгеньевич Вербицкий но, увы, его не стало в ноябре 2020 года…
Совместно с Вербицким и с художником Андреем Теном они несколько лет издавали детский журнал, на страницах которого впервые появились забавные медвежонок Тишка и тигренок Рыж, с ними вместе маленькие читатели узнавали интересные факты о Хабаровске. Позже истории милых зверят собрали в две красочные книги. Персонажи полюбились детям и взрослым. В 2013 году они стали символами празднования 155-летия города. А сейчас коробки с их изображением получают в роддомах счастливые мамочки. Правда у "мамы" Тишки и Рыжа позволения разместить героев на подарке для новорожденных не спросили.
- Я бы, конечно, обрадовалась и разрешила совершенно бесплатно, но никто не додумался уважить писательницу таким образом, - признается писательница. - За использование моих персонажей я никогда не получала денег. Хотя вообще-то было бы здорово, если бы создателю образов героев выплачивали гонорар.
Несмотря на нарушение авторских прав Елена Неменко, скорее, рада такой судьбе своих героев. Говорит, что так они становятся ближе к читателям. А это важнее, ведь писателя без читателя, по ее мнению, просто не существует.
- Найти своего читателя сложно. Нужны встречи, общения, читательские конференции. Это очень нелегкая работа, и без помощи библиотек здесь просто не обойтись. И конечно же, писатель должен быть в курсе тем, которые интересны современному читателю. Я думаю, что под запросы и вкусы аудитории подстраиваться надо.
Так, например, положительно автор относится к сиквелам. Говорит, что, если читателю не хочется покидать мир книги, надо разрешить ему пожить в нем еще.
- Мода печатать романы с продолжениями пришла не сейчас. Время от времени такие истории создавали Александр Дюма, Конан Дойль, Рей Бредбери, Харпер Ли и другие выдающиеся писатели, - отмечает Елена Викторовна.
К сетевой литературе отношение у профессионалов разное. Некоторые именитые авторы не находят ничего зазорного в том, чтобы публиковаться на сайтах самиздата. Другие отмечают, что стало слишком уж много графоманов.
- Как бы я ни относился к сетевой литературе, это явление существует, никто изменить и отменить его не в силах. Но развитию она не способствует: каждый, у кого "чешется рука", начал считать и называть себя писателем, - говорит председатель Амурского отделения Союза писателей России Павел Савинкин. - Вдруг поразвелось "фэнтезийников", сюжеты творений которых пусты, серы, безыдейны и надуманы, вдруг стало полным-полно тех, кто, написав нечто схожее с домашним школьным сочинением, стал проводить мастер-классы. Интернет позволил заявить о себе бездарям! Жаль, ушло время печатных изданий - я имею в виду журналы. Оставшиеся, слава богу, еще держат марку, не пропуская уж совершенно бесталантных, но проигрывают соцсетям, куда и уходят боящиеся профессионального отбора авторы.
Прозаик и краевед, руководитель Молодежного амурского литературного объединения при региональном отделении Союза писателей России Андрей Коваленко собирает информацию обо всех амурчанах, когда-либо пробовавших себя на литературном поприще, и публикует их произведения. Так Андрей старается сохранить литературное наследие. В отличие от своего старшего коллеги Павла Савинкина относится к сетевому писательству положительно.
- Самое главное - это читатель. Автор должен писать то, что интересно на данный момент людям, - рассуждает Андрей Коваленко. - Если литература будет некачественная, ее просто перестанут читать. А если это очень качественное произведение, то этот автор вырвется из самиздата в крупные издательства. Понятно, что, скорее всего, это дело не одного дня и не одного года.