Речь ведь идет не только о прямой зависимости от иностранной техники, которая в ряде сфер весьма высока, например, в медицине - около 80 процентов. Проблема усугубляется тем, что производство российских товаров зачастую базируется на использовании иностранных материалов и компонентов. Так, по данным Высшей школы экономики, доля импорта в добавленной стоимости конечного продукта в текстильной промышленности превышает 70 процентов, фармацевтике и производстве электрооборудования - 50-60, автопроме - 55. Учитывая эти цифры, вряд ли можно предположить, что процент использования импортных комплектующих за последние месяцы резко сократился. Чаще компании заменяют одних зарубежных поставщиков на других - из дружественных стран. Но при таком раскладе возникают и подводные камни: это может привести к снижению качества материалов и технологий, да и на адаптацию могут уйти месяцы.
На первый взгляд, решение очевидно - нужно замещать импорт. Но для качественной замены необходимо проведение НИОКР. Это по силам не каждому предприятию, да и тем, кто способен, требуются время и деньги. При наличии же необходимой продукции на отечественном рынке необходимо увеличение производственных мощностей для ее выпуска, что тоже недешево и небыстро. Отмечу и то, что при переходе на отечественные комплектующие цена готового изделия с большой долей вероятности возрастет, и не факт, что продукция без импортной начинки будет востребована рынком по такой цене.
Все эти факторы тормозят импортозамещение, и пока компании склонны искать аналоги за рубежом. Но в перспективе ставят цель перехода на отечественную элементную базу, и это главное: лояльность к импортозамещению станет его двигателем, а в будущем - залогом технологической независимости России.
Чтобы ускорить этот процесс, нужно изменить, сделать более гибким подход к государственной поддержке. Она должна охватывать не отдельные предприятия и отрасли, а их связки, то есть фокусироваться на помощи цепочкам кооперации. Кроме того, оказывать ее нужно комплексно, то есть одна мера должна включать финансовую поддержку и разработки, и последующего освоения производства, и организации серийного выпуска.
Ко всему прочему, привлечение субсидии или льготного финансирования влечет за собой определенные риски, ведь предприятие лишается права на ошибку. А значит, необходимо структурировать риски компаний даже ценой дополнительных расходов бюджета.
Все эти вопросы необходимо решать на государственном уровне. Только при таком раскладе у нас начнут появляться аналоги изделий, не уступающие по качеству ушедшим с рынка товарам, и в итоге будет обеспечено не просто импортозамещение, а технологическая независимость.
Также важна и организационная поддержка. В идеале нужен координирующий орган, который поможет компании собрать пакет необходимых документов и будет сопровождать подачу и рассмотрение заявки. Такую работу можно организовать под эгидой правительства региона.