10.02.2023 18:12
Поделиться

Борис Годунов, Иван Грозный и Дон Кихот: вспоминаем великие роли Федора Шаляпина

Шаляпина называли Великим чудом. Он потрясал своей игрой даже тех, кто не понимал языка или был далек от искусства оперы. Он лепил образы как художник или скульптор, и они должны были быть в гармонии со всем остальным в спектакле: а высокие требования он предъявлял и к декорациям, и костюмам, и к партнерам по спектаклю, зная наизусть все партии солистов и даже партии хора и инструментов оркестра… Шаляпин совершил переворот в русской опере, превратив пение в осмысленную речь, певца - в актера, оперу - в полноценный спектакль. Именно с Шаляпина Станиславский начал создавать свою систему.

О том как выглядели и звучали его роли, как они воспринимались современниками, расскажет эта подборка "РГ".

Мельник

В 1895 году - в 22 года! - Шаляпин стал солистом Мариинского театра, десятым басом в труппе. И уже в те годы мечтал соединить в опере пение с драматической игрой. Он ходил на спектакли Александринского театра, работал с актерами этого театра над словом, интонацией, жестом.

Мельник из "Русалки" Даргомыжского стал первой его звездной ролью. Мельника должен был играть в тот вечер бас Корякин. И Шаляпин вспоминает: "Зная, как горячо я мечтаю о роли Мельника, милый Корякин в последнюю минуту притворился больным. Дирекция, скрепя сердце, выпустила на сцену меня".

Этот спектакль 30 апреля 1896 года превратился в праздничный бенефис Шаляпина. И можно сказать, именно этот вечер стал рождением искусства, которое сделало Шаляпина кумиром толпы.

Грозный

Роли Ивана Грозного, а затем Бориса Годунова Шаляпин готовил в театре Саввы Мамонтова с известным историком Василием Ключевским, с драматическими артистами Дальским и Юрьевым, музыкальную партию - с Сергеем Рахманиновым, а образ буквально "лепил" с художниками Коровиным, Головиным и др.

Впервые партию Грозного Шаляпин исполнил в 1896 году. Ему было тогда 23 года.

Как писали в своих воспоминаниях его современники:

"Первая же репетиция стала потрясением: въезд царя, при безмолвии народа, производил страшное, жуткое впечатление. Его взгляд из-под шлема рыскал по сторонам, подозрительный, полный ненависти, недоверия, жестокости…".

"К поразительной игре лица присоединялось редкое шаляпинское умение худеть на глазах зрителя. Его лицо делалось похожим на лицо Ивана Грозного в известной картине Репина. Правая рука с дрожащими, сложенными в крестное знамение пальцами выглядела костлявой, бессильной. "Помяни, о Господи, рабу твою во царствии твоем", произносил почти шепотом, со слезливой дрожью в голосе. И вдруг маска молитвенного настроения мгновенно слетала: перед зрителем снова был царь…".

(Из воспоминаний Петра Мамонтова и Даниила Похитонова)

Борис Годунов

Мусоргского и в России, и в мире сделал известным Шаляпин. Прежде о Мусоргском знала в России только музыкальная элита. И вот в 1898 году грянул гром Шаляпина - Бориса - в том самом театре Мамонтова, где Шаляпин мог учиться у Ключевского и у тогда совсем молодого (своего сверстника) Рахманинова, где уже работали Коровин и Головин, где началось возрождение "русской оперы".

Как вспоминал Александр Бенуа:

"Никогда Шаляпин на всю нашу группу с Дягилевым во главе не произвел такого впечатления, как тогда, когда он сыграл на предварительной генеральной репетиции "Сцену в тереме" - без декорации, без грима и даже без предназначенного для этой сцены костюма он беседовал с детьми, душил Шуйского и пугался "кровавых мальчиков". Но получилось нечто неповторимое, что только и можно назвать настоящим театральным чудом… Шаляпин стал говорить свой монолог, я видел, что всех пробирает дрожь, что всем становится невыносимо страшно".

(Из воспоминаний Александра Бенуа)

Мефистофель (Гуно)

Художник Михаил Нестеров вспоминал о Шаляпине в партии Мефистофеля:

"Никогда не забуду сцены, когда Мефистофель является на площади перед церковью, куда вошла Маргарита. Это появление, истинно трагическое, проведено было так ново, так неожиданно, гениально. Мефистофель, одетый в черное, в черный, дивно облегающий гибкую фигуру плащ на оранжевой, огненной подкладке, едва заметной то здесь, то там, тяжелой, конвульсивной поступью - поступью грешника, стопы которого как бы впиваются в землю, им попираемую, и он с величайшим усилием отрывает их от раскаленной земли - делает новый шаг к новому греху, к новой беде... Такой Мефистофель совсем уж не оперный дьявол. Он поистине несет в себе, в каждом своём помысле, в каждом движении гибель, проклятие"...

Дон Базилио

"Поздним вечером Осип Абдулов (участник Шаляпинской студии) и Федор Иванович шли по Арбату. Абдулов спрашивал, как Шаляпин, играя Дона Базилио, прямо на глазах у публики "вырастает" до неправдоподобных размеров, вытягивается и сокращается, наподобие ползающего червя.

- Это верно, тут и от червяка что-то есть. Ведь для него главное - деньги. За деньгами он тебе от Арбатской площади до Смоленской проползет. Совесть у него такая - растяжная.

- Это-то я понимаю, Федор Иванович, но непостижимо, как вы это проделываете. Так сказать - техника...

"Мы как раз проходили мимо фонаря, - вспоминал Абдулов. - Федор Иванович озорно подмигнул мне и вдруг присел на корточки, подхватил полы своей крылатки. И вот так, с согнутыми коленями, он стремительно пошел вперед. Я еле поспевал за ним. Постепенно, очень плавно, он распрямлялся, но это было незаметно, потому что так же постепенно опускалась крылатка. Он рос на глазах. Вдруг я увидел впереди фигуру какой-то старушки. Федор Иванович быстро приближался к ней, продолжая на ходу расти. Поравнявшись с ней, он внезапно выпрямился во весь свой огромный рост, как-то по-птичьи вытянул шею, раскинул руки и запел во весь голос:

"Сатана там правит бал..

" Старушка мелко крестила воздух и шептала: "Свят, свят, свят"".

(Из воспоминаний дочери Ирины Шаляпиной)

Дон Кихот

"Образ странствующего рыцаря был искусно разработан с внешней стороны. Просто не верилось, что это Шаляпин с его могучей фигурой. Куда-то исчезло мощное тело. Какими-то волшебными средствами было преображено круглое русское лицо. Просто поразительно! А замечательное "кантабиле" в серенаде! А угасающий голос умирающего рыцаря!"

(Из воспоминаний дирижера Даниила Похитонова)