Список из 15 блогеров "на приземление" передан в ФАС

Список из 15 блогеров, нарушителей закона о рекламе, передан в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). При этом, СПЧ и Лига безопасного Интернета предложили способы "бана" мошенников.

Проблема в том, что блогеры и стримеры освоили "золотую жилу" - зарабатывают на нелегальной и "серой" рекламе и пожертвованиях на детей.

Схема проста и циклична. Сначала блогеры со своих Телеграмм-каналов завлекают аудиторию на спортивные трансляции, благотворительные марафоны или на игры-стримы. Когда "паства" за ними переходит, она в зависимости от изобретательности ведущего, оказывается в сетях финансовой пирамиды, платной стрим-трансляции игр или онлайн-казино.

В последние полгода еще растут сетевые площадки по продаже криптовалюты и курсы-программы "личностного роста".

Но больше всего онлайн-казино, где помимо "целевого" выманивания денег из пользователей, идет скрытая реклама следующего "проекта" блогера, куда он позовет за собой тех, у кого останутся деньги. Так соцсети облетела история блогера Некоглая, который во время спортивного стрима был одет в футболку с логотипом наркомагазина. Часто блогеры ведут детский благотворительный марафон, а в студии пользуются кружками с логотипом вейпов или онлайн-казино "детских" игр. Или одеты в футболки "Я сам играю", которые "бегущая" строка предлагает купить.

Аудитория таких игр на грани, по данным Лиги безопасного интернета, составляет свыше 50 миллионов посетителей, до трети из которых - дети и подростки. За их привлечение блогеры и стримеры получают до 50% от проигранных денег, что можно приравнять к мошеннической схеме. Ведь по закону о рекламе вовлечение несовершеннолетних в такие игры запрещено.

Тем не менее, блогеры только в октябре 2022 года на платформе "ЮStream" заработали почти 39 миллионов рублей. Что на 19% больше, чем за октябрь 2021 года. Более полных данных нет: "серые" доходы выпадают из поля зрения государства, а содержание рекламы не отслеживается и не модерируется платформами, которые, как правило, находятся вне России. Поскольку на иностранной платформе Twitch уже постоянно появляется реклама магазинов по продаже наркотиков и вейпов, то незаконная реклама блогеров стала социальной угрозой.

- Два года как вступил в силу закон о контроле социальных сетей, но он не эффективен, - говорит депутат Госдумы Антон Горелкин. - Низкие штрафы с физических и юридических лиц и публичное внимание к ним Медиа, лишь повышает их аудиторию и гонорары. Нами подготовлены максимально болезненные меры - кратный рост штрафов, запрет доступа к публичной деятельности в интернете, не запрет интернета - это незыблемое право каждого, а именно запрет зарабатывать, если нарушается закон.

Помимо запрета на публичную деятельность в сети, СПЧ и Лига безопасного Интернета предлагают при рецидивах ввести для блогеров, нарушающих закон о рекламе, помимо высоких штрафов ввести уголовную ответственность, а владельцев площадок обязать мгновенно принимать меры. Если их не последует, эксперты предлагают наделить Роскомнадзор правом до суда блокировать работу платформы.

- Это жесткие меры, но вызовы жестче - распространение наркотиков и выпадение из бюджета и налогов до 70% от распространения, например, только вейпов, - говорит заместитель председателя Комитета по жкономической политике Госдумы Артем Кирьянов. - Сорняки нужно выкорчевывать - нужен единый госоператор не только по рекламе, но и в целом в сфере блогерства и стримов.

Это еще одно предложение парламентариев и правозащитников, переданное на рассмотрение ФАС.