Новая российская реальность принесла не только проблемы, но и возможности
    Экономист Алексей Зубец - о житейском оптимизме и увеличении потребительской активности россиян
    Скриншот с youtube
    20.02.2023 12:18
    20.02.2023 12:18
    Поделиться
    Надо сказать, что традиционно россияне придерживаются достаточно сдержанного, нерадостного взгляда на вещи, а в картине мира, как правило, преобладают серые краски. Даже когда цифры Росстата показывают, что дела в стране идут к лучшему, опросы общественного мнения демонстрируют умеренный негатив настроений.

    Например, согласно опросам, проведенным по заказу Центробанка в январе 2021 года, то есть на излете пандемии, доля оптимистов и склонных к оптимизму составляла 25%, тогда как на пессимистов и склонных к нерадостному взгляду на вещи приходилось 35%.

    Однако летом 2022 года, несмотря на все перипетии санкционной войны, ситуация переменилась на противоположную. В июле доля пессимистов снизилась до 22%, а число оптимистов выросло до 39% населения. Но осенью прошлого года в Россию снова вернулись нерадостные настроения, и возник вопрос, а не исчерпался ли запас позитивных ожиданий, накопленный летом?

    Январь показал, что это не так. Доля тех, кто надеется на лучшее, поставила рекорд и добралась до отметки в 41%, тогда как тех, кто ожидает худшего, в стране сегодня всего лишь 22%. Что на самом деле удивительно, учитывая нашу национальную традицию хмурого взгляда на мир. Повторю, такого числа оптимистов в России не было за все время наблюдений с 2013 года. Также увеличилось число тех, кто говорит, что располагает сбережениями. По данным исследования, накопления имеются сегодня у 40% россиян. Больше было только в августе 2014 года - 41%.

    Тут, я думаю, играет роль психология. Скорее всего, количество денег на руках если и выросло, то незначительно, однако повысилась уверенность в завтрашнем дне, и в связи с этим накопления стали восприниматься как одна из гарантий будущего благополучия. Что и отразилось в ответах респондентов.

    Потребительская активность, готовность покупать товары и услуги, в январе вышла из спячки и двинулась вверх. Пока она еще ниже аналогичных показателей прошлого года, но разрыв меньше, чем осенью прошлого года. Еще один рекорд - снижение доли граждан, которые считают, что их материальное положение за последний год ухудшилось. Сегодня таких 28%, тогда как год назад подобную точку зрения разделяли 35% россиян.

    На что еще следует обратить внимание: в январе заметно повысилась глубина планирования, характерная для россиян - стало больше тех, кто намерен достичь своих жизненных целей в течение ближайших 5 лет. На самом деле таких людей не слишком много - около 20%. Однако увеличение их числа - это хороший знак. Значит, новая реальность, возникшая в нашей стране в прошлом году, принесла не только проблемы, но и возможности для самореализации и развития.