21.02.2023 09:41
Поделиться

Исчезновение электротранспорта в Твери расследует СКР

В своем письме, направленном в начале февраля председателю СК РФ Александру Бастрыкину, несколько жителей Твери обвинили региональный Минтранс в разрушении экологически чистого трамвайного и троллейбусного движения в областном центре и замене его "дизельными коммерческими автобусами-маршрутками", которые отравляют город выхлопными газами. Реакция последовала незамедлительно. "Председатель СК России поручил руководителю следственного управления по Тверской области Кизимову А. А. возбудить уголовное дело и представить доклад о предварительных результатах его расследования", - сообщается на официальном сайте ведомства.

"Были порезаны и приведены в негодность действующие, полностью исправные троллейбусные линии, исправные троллейбусы были разломаны экскаваторами и сданы в металлолом, было разрушено троллейбусное депо", - пишут авторы обращения.

Действительно, электротранспорта в самом крупном городе в верховьях Волги нет уже несколько лет: трамвая - с 2019 года, троллейбуса - с 2020-го. Хотя первый служил горожанам почти 120 лет (с 1901 года), а троллейбус - больше полувека.

В опалу трамваи и троллейбусы попали, как объясняли власти, из-за серьезной изношенности инфраструктуры и подвижного состава и отсутствия в бюджете денег на обновление. К примеру, только в 2014 году тверские трамваи несколько раз сходили с рельсов, а в сентябре того года во время подобного ЧП три человека даже получили травмы.

В итоге к ноябрю 2018-го в Твери в рабочем состоянии оставался лишь один трамвайный маршрут - пятый. Но и он из-за обнаружения неисправности на одном из участков путей был сначала временно закрыт на обследование, а после того как специалисты заявили, что необходим ремонт (причем лучше капитальный), тоже ушел в небытие. При этом городские и областные власти неизменно заявляли о своем огромном желании "сделать все для сохранения трамвая как бренда города". Более того, трамвайные маршруты - правда, уже иные - присутствуют в генплане Твери от 2019 года и в его редакции 2020 года, а губернатор Тверской области Игорь Руденя на своей пресс-конференции по итогам 2019 года говорил:

В опалу трамваи и троллейбусы попали из-за серьезной изношенности инфраструктуры и подвижного состава

- Подтверждаю еще раз, что трамвай будет. Более того, на генплан нанесены все зоны, где были трамвайные пути, - не только те, которые мы снимали в последнее время, а еще и те, которые были выведены из оборота в начале 2000-х годов. Это все в генплане Твери отражено как территории, зарезервированные для развития транспортной схемы. Поэтому никто там ничего строить не будет.

Впрочем, в генплане города присутствует и троллейбус, хотя существовавшее в Твери с 1967 года троллейбусное движение было окончательно ликвидировано здесь весной 2020-го - все из-за той же изношенности инфраструктуры. 14 относительно пригодных машин было передано Новосибирску, еще 10 с помощью тягачей доставлено в Ярославль.

С 3 февраля 2020 года Тверь полностью перешла на автобусы - областные власти начали внедрять здесь новую модель пассажирских перевозок. По информации регионального правительства, ВЭБ.РФ профинансировал поставку в город 438 автобусов производства "Группы ГАЗ" на 3,03 миллиарда рублей: 110 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292 вместимостью 105 пассажиров, 314 ЛиАЗов-4292, рассчитанных на перевозку 73 человек, и 14 "газелей NEXT" на 20 пассажиров. Кроме обновления автобусного парка новая модель пассажирских перевозок предусматривала прозрачную тарифную политику, контроль за исполнением графика работы перевозчиков, повышение экономической эффективности предприятий городского и межмуниципального транспорта, а также сохранение льготного проезда на всех маршрутах.

Поначалу эта модель действовала только в Твери и Калининском районе, но в дальнейшем была распространена на другие муниципалитеты и сегодня применяется также в Ржевской, Кимрской, Конаковской, Старицкой и Зубцовской агломерациях. Однако про свой трамвай и троллейбус тверитяне не забыли. На паблик в соцсети "Тверской транспорт: трамвай, троллейбус, автобус" подписаны более четырех тысяч человек, и основной посыл многих публикаций примерно таков: "остается с грустью вспоминать о том, что было". Хотя есть и такие мнения: трамвай увеличивает износ дорожного покрытия, из-за создаваемых им вибраций трескаются фундаменты и стены домов, а троллейбус - виновник дорожных пробок.

Тем временем

В правительстве Тверской области отказались дать корреспонденту "РГ" комментарий в связи с поручением главы СК РФ возбудить уголовное дело об уничтожении электротранспорта в городе. Однако в упомянутом паблике "Тверской транспорт: трамвай, троллейбус, автобус" областной Минтранс объявил, что "вопрос восстановления трамвайного движения в городе Твери находится на контроле правительства Тверской области". В этом абсолютно формальном сообщении говорится также, что "министерством осуществляется взаимодействие с федеральными органами государственной власти для определения механизма восстановления трамвайного движения в городе Твери с использованием поддержки федерального бюджета", а информация о том, как дело движется, будет публиковаться на сайте облправительства, Минтранса и в СМИ. То есть каким бы ни был транспортный ландшафт, позиция властей остается прежней: все будет. Когда-нибудь... Ждите, граждане.