- Я хочу транслировать свою любовь, восхищение историей нашей армии, чтобы в каждой школе, каждом классе ребята понимали, что за ней - более чем тысячелетняя история страны! - увлеченно, даже как-то по-мальчишески азартно отвечает он на вопрос о том, что же им движет.
Первая проба иголки с ниткой случилась у Федора в школьные годы, в его родном Ставропольском крае, когда он попытался отцовский форменный инкассаторский пиджак превратить в гусарский доломан: отрезал полы и начал украшать оставшееся специфической шнуровкой. Мудрые родители за это сына сильно тогда не ругали.
Потом, когда пришло время выбирать профессию, душа парня просто металась между двумя давними пристрастиями - историей и армией. Он даже подал документы на исторический факультет Ставропольского пединститута, но поступил в итоге в тогда еще Ленинградский Военный инженерно-космический институт имени А. Ф. Можайского. Правда, страсть к изучению истории в городе на Неве лишь окрепла, и на окончание военного вуза Федор сделал себе подарок: заказал по своим размерам в хорошем ателье форму выпускника дореволюционного Павловского военного училища - предшественника вуза - и продемонстрировал ее сокурсникам, к всеобщему их восторгу. Однако на свой выпускной он отправился все же в современном, тоже очень красивом мундире. Устава не нарушил.
Служил сначала в Уссурийске, потом недолго - в Москве и долго - в Воркуте, следя за стартами космических аппаратов с космодрома Плесецк. Когда же в 2012 году ушел в запас, "развилка судьбы", как Федор Николаевич ее называет, "снова сошлась": он поступил на работу в Воркутинский музейно-выставочный центр, позже стал студентом магистратуры Сыктывкарского госуниверситета, и теперь он - свежеиспеченный магистр истории.
В его коллекции военного обмундирования сегодня уже более 120 комплектов: есть здесь одежда времен Минина и Пожарского, мундиры Отечественной войны 1812 года, Первой мировой, Великой Отечественной, послевоенного периода, а также десяток планшетов с воинскими знаками различия разных эпох.
Почти всю форму подполковник Колпаков шьет сам. Многому научился у рукодельницы-мамы, но не гнушался и на школьных уроках труда забежать к девчонкам построчить на машинке. Супруга Ольга (ефрейтор запаса), которую Федор встретил в воинской части в Воркуте, к увлечению мужа относится с пониманием, хотя хобби главы семьи заметно сокращает общий бюджет. Она тоже ловко управляется с машинкой и даже более того - выполняет, по словам Федора Николаевича, функции отдела технического контроля (ОТК), и ее мнение о готовом изделии для него очень весомо.
- Жена сказала: "Федор, ты молодец, люблю тебя, делай еще, но только держи свои аппетиты в узде", - признается популяризатор истории русского военного костюма.
В основе каждой его работы - изучение всего массива существующих научных исследований по отечественной мундирологии. К примеру, один из самых полных и подробных трудов на эту тему, на его взгляд, оставил военный историк XIX века Александр Висковатов.
- У него есть 20-томное исследование с очень качественными, фотографически точными рисунками по истории всего русского военного костюма от Древней Руси до второй половины XIX века. Это титанический труд, исполинский. Висковатов, по сути, все сделал, оставил нам историографическую базу. Плюс другие исследования коллег. Берешь книгу, выбираешь что-то самое яркое, притягательное, что будет цеплять слушателей, иначе говоря, костюм с историей, потому что не каждый костюм - с историей, и работаешь с ним, - рассказывает Федор Колпаков о выборе "натуры".
А дальше начинается, в общем, борьба со временем: технология изготовления современных тканей "катастрофически отличается", по словам офицера и историка Колпакова, от того, что было раньше, поэтому любая используемая ткань лишь по возможности идентична историческому образцу, но не полностью. Из-за этого больший упор мастер делает на цветовую гамму и точность всех остальных деталей - чтобы визуально совпадение было абсолютным.
Впрочем, некоторые элементы костюмов мастер иногда находит буквально под ногами. Так было, например, с эполетами - очень непростой деталью военной формы, которую в Санкт-Петербурге когда-то делали на специальной фабрике.
- Очень долго бился над эполетами, но потом набил руку, и доходило до того, что за один вечер мог сделать пару. Причем не только для младших офицеров, но и для старших - с бахромой, - Федор Николаевич азартно углубляется в детали: - Тут ведь еще какие нюансы. У пехотинцев, к примеру, вот это "поле" эполета - суконное, ровное, на нем мог быть вензель, потом звездочки появились. А у кавалеристов "поле" и "корешок" эполета были металлическими, да "поле" - еще и выпуклым. Такое без специнструмента не сделаешь. И вот как-то иду, смотрю: банка лежит из-под пива донышком вверх. Донышко полукруглое - ну вот как раз то, что нужно. Вырезал это донышко, вставил, покрасил, сделал обрамление - и получился великолепный эполет, практически аутентичный предмет!
Поначалу Федор Колпаков выставлял свою коллекцию в музейно-выставочном центре и других учреждениях Воркуты, а когда меньше двух лет назад переехал с семьей в Ярославль и возглавил Совет ветеранов Красноперекопского района города, его работы стали доступны здесь. Небольшая часть коллекции уже экспонировалась в местном Дворце культуры нефтяников, а сейчас располагается в библиотеке имени Чехова.
- Приходят школьники, ветераны, студенты из колледжа культуры и слышат живой, интересный рассказ об истории армии через историю ее костюма. И я прямо вижу, как во время этого экскурса у ребят появляются реальный интерес, удивление, восторг даже, - не скрывает радости подполковник космических войск.
Организовать где-то постоянную экспозицию он пока не пытался, но, конечно, мечта такая есть. Пока же большая часть коллекции ждет своего часа в двух небольших подвальчиках, снизу доверху заполненных коробками и коробочками с головными уборами, ремнями, прочим снаряжением и вешалками с форменной одеждой. "Как шпроты в банке", - так описывает пока повседневную жизнь потенциальных экспонатов их создатель.
- Если 120 стоек с комплектами одежды поставить вдоль дороги через каждый метр - на протяжении полукилометра они будут стоять. Это готовый музей, по большому счету, - считает он.
А еще подполковник Колпаков очень хочет восстановить справедливость и воздать должное тем героям Великой Отечественной войны, которые были представлены в свое время к званию Героя Советского Союза, но "Золотую Звезду" так почему-то и не получили. Посвященные героям сборники обязательно нужно дополнить именами этих людей, считает Федор Николаевич. Среди ярославских фронтовиков таких "недонагражденных", по его подсчетам, 88. Причем один человек - командир артиллерийской батареи Федор Ефимович Зубанов - представлялся к званию Героя трижды.
- Трудно сказать, почему он этого звания не получил. Может, у него характер был такой дерзкий - не знаю. Но вот такая загадка. Хотя к концу войны у него на груди было семь орденов и медаль "За отвагу". То есть абсолютно героический человек. Он прошел всю войну и умер в Калининградской области в 1969 году, - рассказывает уже военный историк Колпаков.
Кстати, чтобы современные дети могли хотя бы отчасти представить, какова была солдатская доля, он придумал несколько ролевых образовательных игр, в том числе - "Судьбы солдатские": бросая кубик или с помощью случайной электронной выборки чисел, участники делают ходы на планшете или баннере с изображением основных битв и событий Великой Отечественной войны и таким образом "проживают" жизнь солдата, участвуя в боях, получая ранения, награды... Из тех, кто попадает на эту условную войну в 1941-м, через четыре года в живых остается уже мало кто. Автор игры говорит, что это и взрослых, и детей по-настоящему потрясает.