Первое, что бросается в глаза в Тегеране, это огромное количество национальных флагов. Они вывешены повсюду, украшают столбы, мосты, здания, где расположены отели, банки и даже небольшие магазинчики. Их можно увидеть и на жилых домах, причем иногда флаги такого размера, что закрывают несколько этажей. Даже подсветку часто делают в национальных цветах. Говорят, в праздники флагов становится в несколько раз больше, а таких дней в стране немало. Власти следят, чтобы полотнища оставались чистыми, меняют при необходимости. Можно сказать, что в Иране процветает настоящий культ флага.
Иногда национальные цвета - зеленый, белый и красный - сменяет черный. Такое происходит в дни траура.
Движение в Тегеране хаотичное, сразу и непонятно, есть ли тут вообще какие-то правила. Дело в том, что в городе используются только четыре знака: "стоп", "въезд запрещен" (кирпич), "одностороннее движение" и "тупик". В остальном водители ориентируются на сигналы светофора. Он работает непривычно для нас. Помимо стандартных сигналов есть еще несколько. Например, мигающий красный - это аналог знака "уступи дорогу", а мигающий желтый обозначает главную дорогу.
Поскольку бензин в стране крайне дешев (литр самого дорогого стоит 3,5 тыс. риалов, т.е. 6 рублей), практически все горожане имеют машины. Потому в Тегеране всегда пробки. Движение настолько плотное, что скорость автомобильного потока не превышает 40 км/ч. Однако это имеет и положительную сторону: если что - водители успевают затормозить. В результате аварий почти не бывает.
В то же время на дорогах снуют мотоциклисты. Они легко могут проехать на красный или по встречке, лавируют между машинами, перестраиваются сразу через несколько полос. При этом на мотоцикле или мопеде могут перемещаться аж до четырех человек. Запомнилось, как один мотоциклист во время движения умудрялся читать книгу, закрепленную возле стекла.
Пропускать пешеходов в Тегеране не принято, поэтому они перебегают дорогу в любом месте. И даже если идут по пешеходному переходу на зеленый, это не гарантирует им преимущества. Чувствовать себя на дороге в безопасности могут лишь несколько десятков человек, которые одновременно переходят на другую сторону.
Иран перенял у Запада стандарты качества продуктов (за их соответствием следит специальный орган). Мясо продается только свежее. Даже в глуши, как уверяют знающие люди, не найти плохого шашлыка. Разница только в том, что те, кто победнее, покупают себе курицу или говядину, а более обеспеченные - каре ягненка. Качество молочных продуктов тоже на высоте, в Европе оно может быть и пониже. Овощей и фруктов - изобилие, урожай снимают два-три раза в год. Так что полки магазинов заполнены, а цены небольшие благодаря господдержке производителей. Не хватает лишь зерновых, нет в стране подходящих условий, поэтому пшеницу закупают за границей, в основном в России.
После ввода санкций Иран наладил собственное производство практически всего - от одежды до автомобилей. За 40 лет страна смогла приспособиться к жизни в непростых условиях. Развивают тут и цифровые технологии. Так, местное ТВ уже 15 лет использует собственное программное обеспечение. А недавно в Тегеране прошла выставка, на которой местные компании представили собственные программы, симуляторы и даже очки виртуальной реальности. Казалось бы, ничего особенного, но надо учесть, что иранцы не имеют доступа к западным технологиям и все это было создано ими самостоятельно.
Иран - мусульманская страна, и алкоголь тут под запретом. Поэтому в стране нет баров, клубов, дискотек. Жизнь в Тегеране замирает с наступлением темноты. После семи-восьми вечера, когда закрывается большинство магазинов, на улице практически никого. К тому же в городе мало фонарей, они освещают лишь центральные улицы, да и то только проезжую часть.
Западные санкции привели к обесцениванию национальной валюты ИРИ. Сейчас за один доллар дают 42-45 тыс. иранских риалов (курс постоянно меняется). В итоге, чтобы компании расплатиться за ужин в ресторане, надо иметь в кармане несколько миллионов риалов, а это довольно толстая пачка банкнот. В связи с этим в Иране начался процесс отказа от наличных. Их может не быть даже в обменном пункте. Деньги сразу переводятся на карточку. В стране, кстати, используют только собственные карты и платежные системы, никакие другие тут не работают.
Север Тегерана считается самым престижным районом, тут строится самое элитное жилье. Цены на недвижимость в Тегеране постоянно растут, и те, кто имеет возможность, стараются вложиться в нее, чтобы их деньги не съела инфляция.
Кстати, в городе довольно много строящихся зданий, где работы почти не ведутся, а также заброшенных строений. Покупка такой недвижимости - отличная инвестиция. Стоимость квадратного метра растет с каждым годом, а налоги с таких строений в Иране не платятся.
В фильме "Здравствуй и прощай", вышедшем на экраны в 1972 году, на 64-й минуте в кадре мелькает упаковка стирального порошка "Тайд". Причем именно так - на русском языке. Почему?
Впервые этот бренд появился в 1946 году в США. Компания Procter&Gamble разработала новую формулу чистящего средства, которое давало обильную пену, и вывела его на рынок. Это изобретение быстро разошлось не только по США, но и по всему миру. Со временем "Тайд" появился и в мусульманских странах. У Ирана было торговое соглашение с СССР, потому "Тайд" быстро проник и к нам. Причем для Союза иранцы делали его в спецупаковке - с названием на русском. Так порошок и попал в фильм, без всякой рекламы, просто тогда это было обычное средство для стирки.
А к концу 1970-х отношения между СССР и Ираном ухудшились и сотрудничество было прервано. И второе появление "Тайда" на нашем рынке случилось уже в 90-х.