На днях замглавы МВД Польши Мацей Вонсик заявил о возможном полном закрытии границ между Польшей и Беларусью. По словам замминистра, воплощение в жизнь такого сценария зависит от действий белорусской стороны.
Очередное обострение в польско-белорусских отношениях случилось 10 февраля - Польша закрыла на границе с Беларусью пункт пропуска Бобровники - Берестовица. Для грузового транспорта теперь используется исключительно транзитный пункт Кукурыки - Козловичи.
В ответ на это с 17 февраля Беларусь запретила въезжать польским грузовикам на свою территорию через Литву или Латвию. Таким образом, перегон Кукурыки - Козловичи остаётся единственным вариантом для транспортировки грузов польскими компаниями в Беларусь.
В то же время для белорусских перевозчиков и компаний, не зарегистрированных в странах ЕС или ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн), с 21 февраля перегон уже не доступен.
Это не приведёт к остановке транзита грузов между странами полностью, так как до сих пор активно используется система перецепки грузов. Так, перевозчики из Евросоюза могут доставлять грузы лишь до границы Беларуси, а дальше их транспортируют российские или белорусские транспортные компании - и наоборот.
Именно поэтому в 2022 году транзит грузов между Польшей и Беларусью не прекращался. Однако он существенно снизился - на 48,7% по сравнению с показателями 2021 года. Во многом причиной этого стало закрытие перехода Брузги - Кузница 9 ноября 2021 года. Его пропускная способность, по данным погранслужбы Беларуси составляла 580 грузовых автомобилей в сутки. Это почти в 1,5 раза больше, чем суточная пропускная способность всех пограничных пунктов на границы Беларуси и Латвии - 400 грузовиков.
Тем не менее на остальных пунктах пропуска: Берестовица - Бобровники и Козловичи - Кукурыки общий трафик грузовиков упал на 33,47% и 31,45% соответственно. Если в 2021 году польско-белорусскую границу пересекли 1,17 млн грузовиков, то в 2022 году - только 604 тысячи.
Закрытие пункта Берестовица - Бобровники в феврале этого года существенно ударило по грузоперевозкам в регионе, ведь в 2022 году через него прошли 28,9% грузовиков, следовавших через белорусскую границу. Это значит, что даже если грузопоток на переходе Козловичи - Кукурыки останется таким же, то трафик грузовиков упадёт до 428 тысяч машин в год.
Часть грузопотока можно перенаправить через пограничный переход Польши и Литвы Будзиско-Кальвария. В сутки он может пропускать до 1000 грузовых автомобилей. Однако даже при полной загрузке он не сможет обеспечить выпадающую суммарную пропускную способность закрытых погранпереходов с Польшей - 1080 грузовиков в сутки (580 машин - Брузги - Кузница, 500 машин - Берестовица - Бобровники). Кроме того, сама Литва отказалась обеспечивать нормальный автотранзит с Беларусью, что констатировали в погранкомитете Беларуси в середине февраля 2023 года.
Железнодорожные перевозки между Польшей и Беларусью уже сейчас весьма ограничены. С 21 ноября 2021 года Польша приостановила железнодорожный транзит с Беларусью через пункт Кузница - Брузги. Такое решение было принято в связи с миграционным кризисом на границе Польши и Белоруссии, длящимся с августа 2021 года, о чём заявил министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский.
Но ещё в 2021 году железнодорожные перегоны между Польшей и Беларусью, по данным польского Управления по железнодорожному транспорту (UTK), были предельно загружены: 2 пограничных пункта в том году пересекли 9 399 поездов, в полтора раза больше, чем пересекли границу с Германией (6 193 поезда) при тех же 2 транзитных пунктах. Перенаправить железнодорожные перевозки через Литву также не выйдет, так как республика закрыла перегон на границе с Беларусью Бенякони - Стасилос, один из двух, связывающий страны.
К основным причинам кризиса иностранные СМИ нередко относят миграционный кризис. Так, издание Euractiv отмечает, что причиной закрытия Польшей пограничного перехода стал долгий миграционный кризис. "Варшава обвинила Беларусь в ведении гибридной войны с лета 2021 года, утверждая, что страна вынуждает нелегальных мигрантов пересекать границу с ЕС", подчёркивает Euractiv.
Также приговор белорусскому оппозиционному журналисту польского происхождения Анджею Почобуту и последовавший за этим дипломатический скандал между Польшей и Беларусью сыграл ключевую роль в введении обоюдных ограничений.
"И без того напряженные отношения между Польшей и Беларусью еще больше обострились в среду, когда журналист польского происхождения был приговорен белорусским судом к восьми годам лишения свободы в ходе судебного процесса, который, по словам Варшавы, был политически мотивированным", - пишет Аль-Джазира.
Наряду с этим издание подчёркивает, что причинами конфликта могло стать то, что Польша "стала ключевым убежищем для противников Лукашенко, а также одним из самых верных союзников Украины", а также миграционный кризис на польско-белорусской границе.
Forbes отмечает дипломатические последствия приговора Почобуту: "Варшава выслала белорусского военного атташе после того, как Минск приказал трем польским дипломатам покинуть страну". Также издание указывает на миграционный кризис, как на одну из причин возникшего кризиса и обращается к статистике: "В 2022 году было совершено более 15 000 попыток пересечения границы из Беларуси в Польшу, а годом ранее - более 40 000. По меньшей мере 34 человека погибли с начала кризиса".
Российские же эксперты в беседе с РГ утверждают, что реакция США и ЕС на СВО играет наиболее значительную роль в эскалации кризиса, тогда как миграционный кризис, возникший на польско-белорусской границе в августе 2021 года, слабо влияет на ситуацию. К тому же, решения польских властей обусловлены некоторыми экономическими соображениями.
"Полное закрытие польско-белорусской границы для автотранспорта вполне возможно. Польша традиционно жёстко ведёт себя в отношении Беларуси. Я уверен, что это произойдёт в ближайшие месяцы", - считает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По его мнению, помимо желания "продемонстрировать борьбу с Россией и Беларусью", такое решение может быть принято Польшей, в частности, как дополнительная мера по борьбе с контрабандой.
Эксперт подчёркивает, что миграционный кризис на польско-белорусской границе мало повлиял на принятие такого решения. "Границу в этом случае нелегально пересекают люди, а не грузы", - отметил он. Он полагает, что приговор Почобуту стал поводом, а не причиной действий Польши.
Также эксперт полагает, что выпавший объём грузов будет практически невозможно возместить, так как железнодорожный транспорт играет меньшую роль в транспортировке грузов, нежели чем автомобильный.
К альтернативным маршрутам транспортировки грузов он относится скептически. "Объемы перевозок через страны Балтии невелики. Эти государства действуют, во многом, под давлением США, потому ни о каком увеличении поставок через них говорить не приходится. Мотив их действий - политический", - пояснил Суздальцев.
"Закрытие границы вполне возможно, но стоит учесть, что любые ограничения влияют не только на Россию или Белоруссию, они также несут определенные потери и вводящим эти ограничения странам. Польша неплохо зарабатывает на транзитных грузах, если их не будет совсем - не будет и заработка", - утверждает исполнительный директор ACEX Алексей Липатов.
Осложняет эту ситуацию, по его мнению, тот факт, что практически невозможно будет переориентировать грузопотоки с автомобильного на железнодорожный транспорт. "Далеко не всегда это рентабельно или возможно по техническим причинам", - указывает он.
Липатов отметил, что после введения ограничений в феврале этого года очереди из грузовиков растянулись довольно сильно. Сейчас польские перевозчики гораздо охотнее используют погранпереходы Литвы и Латвии. "Если Польская граница полностью прекратит работать на пропуск автомобильного грузового транспорта - на какое-то время транзит может переориентироваться. Все возникающие сейчас ограничения не вызваны каким-то нерешаемым фактором, например, узкой дороги на погранпереходе, если одна из сторон любого перехода передумает пускать транспорт - заставить её уже не получится. По сути это касается всех границ ЕС с Беларусью", - сказал он.
Эксперт добавил, что миграционный кризис на польско-белорусской границе гораздо меньше повлиял на ситуацию, чем последствия санкций, которые были вызваны реакцией Евросоюза на СВО.
Экономические убытки несут всегда две стороны, и они достаточно очевидны и в текущей ситуации. С одной стороны, представляется, что бизнес будет анализировать ситуацию по мере ее развития, но экстренные меры скорее всего не смогут компенсировать все потери. Принимая во внимание тот факт, что полное закрытие границ Польши и Белоруссии для автомобильных грузоперевозок обсуждается уже не первый месяц, можно предположить, что наиболее дальновидные компании разработали и, возможно, уже внедрили решения этой логистической проблемы", - утверждает заведующая кафедры Государственное и муниципальное управление Финансового университета Ольга Панина.
По её мнению, переориентация на железнодорожные перевозки, несмотря на ограничения, возможна, в том числе через страны Балтии. Большую роль для региона играет транзит китайских товаров. Также эксперт указала, что морские перевозки могут стать достойной альтернативой для транспортировки грузов.
"Необходимо принимать во внимание, что построение любых альтернативных маршрутов связано с разными логистическими и техническими сложностями, заменой видов транспорта, погрузкой и разгрузкой грузов, которые влияют на сроки, стоимость доставки", - заключила Панина.
Ограничения перемещений грузового транспорта через польско-белорусскую границу приводит к эскалации отношений между странами. Даже если страны полностью не закроют границы для грузовиков, всё равно Польша и Беларусь понесли убытки от уже введённых ограничений. Ущерб от нарушения логистических цепочек предстоит посчитать, однако ключевая проблема заключается в политическом кризисе, который приводит к разрыву экономических отношений. От него страдают не только конфликтующие стороны, но и третьи страны, которым тоже приходится перестраивать свою экономическую политику и нести убытки.