Как развиваются "умные" транспортные системы в Бурятии и Ставропольском крае
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) внедряют в городах с населением свыше 300 тысяч человек в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". С каждым годом число участников программы растет. В прошлом году было уже 42 региона.
Среди них Бурятия. В Улан-Удэ внедрение интеллектуальной транспортной системы началось в 2021 году. Тогда же создан Центр управления ИТС, оснащенный программно-аппаратным комплексом.
В 2022-м в столице Бурятии завершен второй этап формирования умной системы. В результате модернизировано 40 светофоров - теперь они ведут полноценный мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на нескольких участках. Установлено 40 контроллеров, 72 обзорные камеры, 103 транспортных детектора. На 13 остановках появилось 28 мультимедийных информационных табло.
"А еще в городе внедрена специальная подсистема мониторинга параметров транспортных потоков, - отметил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятия Александр Гоге. - Она обеспечивает сбор, обработку и хранение основных показателей движения: средняя скорость и плотность потока, загруженность дороги, скорость отдельно взятого авто, дистанция между машинами и другое. Важно, что все данные собирают и анализируют в режиме онлайн. Это позволяет наиболее рационально организовать городское движение".
В этом году работы продолжатся по всем направлениям. В том числе и в Ставрополе.
Интеллектуальная система под контролем ЦОДД удаленно управляет движением автотранспорта в столице Ставропольского края. Автоматически определяет нештатные ситуации и ведет видеоконтроль улично-дорожной сети города.
Для Ставрополя, где транспортная проблема одна из главных, жители города активно участвуют в этой работе. Одно из первых, на что обратили внимание горожане, - умные светофоры заставили водителей отказаться от своей привычки к моменту, когда счетчик красного света показывает последние секунды, ставить ногу на газ. Чтобы в первые мгновения зеленого тронуться с места. Ведь теперь это чревато проблемами.
"В один момент могут изменить режим работы светофоров на перекрестке. Поэтому секунды закончились, а красный все еще горит. Если не обратить на это внимание и поехать, то можно попасть в ДТП", - говорит автовладелец Сергей Зимин.
На первый этап внедрения интеллектуальной транспортной системы регион получил 300 миллионов рублей из федерального бюджета, еще 200 миллионов добавил край.
Марат Хуснуллин, заместитель председателя правительства РФ:
- Программа по внедрению интеллектуальных транспортных систем является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.
В силу возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков такие системы - эффективное решение, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городе.
Алексей Целиковский, эксперт АНО "Города за здравый смысл":
- Опыт городов говорит, что рост пропускной способности дороги на 25-30 процентов - теоретический максимум интеллектуальных транспортных систем. Насколько мы к нему приблизимся, зависит и от качества выполнения проекта.
Число автомобилей увеличивается на пять процентов в год, эффект от внедрения системы может оказаться кратковременным. А увеличение пропускной способности дорог приводит к росту машин. Поэтому надо постоянно совершенствовать интеллектуальные транспортные системы. Искать более эффективные меры. Иначе через несколько лет в пробках встанет на 25 процентов больше автомобилей, чем сейчас.