Жизнь на два дома ко многому обязывает. Это два стула, на которых порой невозможно усидеть. Крохотная Молдавия, в которой боготворят талант Доги, и огромная Россия, которая знает и любит композитора. Он был и остается в своем творчестве советским композитором, как Исаак Дунаевский или Евгений Крылатов. Но что происходит в душе 86-летнего композитора?
На радио "Голос Бессарабии" он дал ошарашивающее интервью. Дескать, надо немедленно снести все памятники советским солдатам. Они напоминают молдаванам о "проклятом режиме советской оккупации", когда народ подвергался "жесточайшим репрессиям". Режим и вправду был совсем не нежным. И репрессии, конечно, были. Это наша общая боль. Но при чем здесь те, кто проливал кровь, освобождая мир от фашизма?
Предложили бы вы, господин Дога, снести памятник Ленину в центре Кишинева. Он тоже кровушки попил. Одна гражданская война чего стоила. Не дадут. Коммунистическая партия Молдавии все еще сильна. А кто заступится за память наших солдат? Наших общих солдат. Тут пролилась кровь не только русская, но молдавская, грузинская, казахская…Получается, некому.
С павшими в войнах не сражаются. Им ставят памятники. Потом их сносят. Почему? Это наша общая история. Пусть трагическая, но ценой миллионов жизней удалось раздавить фашистскую гадину. Разве не так? Вы не найдете нигде памятника Гитлеру или Муссолини. Потому что ставить нет причин. Память черная. А тут память красная. Наверное, это и раздражает господина Дога.
Когда тебе за 80, можно ничего не бояться. Говорить правду без оглядки, не опасаясь репрессий. Потому что жизнь прожита. И прожита не зря. За один только вальс Евгению Доге нужно ставить памятники не только в Кишиневе. Неужели его истинная сущность именно такая? С мертвыми не воюют.
Стулья разъезжаются. В прошлом году прошли триумфальные юбилейные концерты маэстро по всей России. Неплохой "чес" получился. И что же? Плевать в колодец, из которого пьют не только молдавские композиторы?
Евгений Дмитриевич! Вы талант. Но теперь я не смогу слушать ваш знаменитейший вальс спокойно. Нет-нет, да и проскочит лишний такт. Стулья разъехались.