Дилеры отказались от "допов": есть подвох
Несмотря на то, что февраль - короткий месяц, и к тому же в этом году были длинные выходные, российский авторынок практически смог повторить декабрьский результат, который стал лучшим с апреля 2022-го, когда собственно и начался обвал продаж. Как сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК", в прошлом месяце россияне приобрели 56,1 тыс. легковых машин - на 43% ниже показателя годичной давности.
Восстановление спроса во многом обеспечила программа льготного автокредитования, однако как раз в феврале ее бюджет, выделенный на бензиновые машины, подошел к концу. Таким образом, это подстегнуло многих покупателей обновить автомобиль, но в дальнейшем может привести к большему падению продаж в отсутствии субсидий от государства при нынешних высоких ценах.
"Обнадеживающий сценарий - постепенное восстановление рынка во втором полугодии, с легким ростом (+5%) к 2022-му по итогам года. Однако такие прогнозы крайне маловероятны. Пессимистичный сценарий - дальнейшее снижение спроса по причине падения доходов населения. Кроме того, возможен рост стоимости кредитов", - рассуждает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич.
По его мнению, продажи в 2023 году будут ограничены спросом. Дефицит автомобилей сохраняется только в В и С сегментах, в первую очередь не хватает седанов стоимостью до 2 млн рублей (Hyundai Solaris, Renault Logan). Высокие накладные расходы, связанные с логистикой и таможней, ограничивают их ввоз по схеме параллельного импорта.
В свою очередь, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков отмечает, что клиенты продолжают интересоваться автомобилями китайских брендов, что объясняется наличием фирменной гарантии, однако их стоимость сегодня зависит от изменения курса юаня.
Между тем, относительно низкий спрос, кажется, положил конец дилерскому беспределу, когда купить машину без "навязанных" допуслуг и оборудования было просто невозможно. В последнее время дилеры стали отказываться от этой порочной практики, ведь новый автомобиль и так сегодня многим оказался не по карману.
К тому же с уходом большинства импортеров контролировать дилеров стало некому, и они теперь могут устанавливать цены на свое усмотрение. В результате стоимость автомобилей может быть "накручена" и без всяких "допов".
"Ранее автомобильные дилеры, в погоне за клиентским трафиком, транслировали минимальную стоимость автомобиля и зарабатывали на дополнительных услугах (доп.оборудование, страховые продукты, trade-in и пр.). Это работало, когда рынок был насыщен одинаковыми автомобилями, стоки были переполнены и существовали определенные задачи по оборачиваемости, доли рынка и возврате клиентов на сервис. Второй вариант - автомобили в дефиците, и желая получить дополнительную прибыль, устанавливаются дополнительные функции", - рассказал "РГ" директор по сервисному обслуживанию "Автодом Алтуфьево" Роман Тимашов.
Сейчас, по его словам, автомобилей в наличии немного, и фиксируется низкая клиентская активность. Стоимость лотов велика, и дополнительные услуги делают цену выше, что, в конечном счете, влияет на трафик. Кроме того, автомобили, ввезенные по параллельному импорту, в основном имеют богатую комплектацию.
Как говорит руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников, после ухода ряда зарубежных автопроизводителей из нашей страны, в 2022 году были вынуждены закрыться 160 автосалонов.
В результате на сегодняшний день на рынке остались самые сильные игроки, которые дорожат своей репутацией и поддерживают качество предоставляемых услуг на высоком уровне, поэтому никогда не станут "раскручивать" своих клиентов на дополнительные траты.