Глава МИД: Швеция не будет размещать у себя ядерное оружие после вступления в НАТО

Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем заявил, что его страна не будет размещать у себя американское ядерное оружие после вступления в НАТО. Такая позиция будет закреплена в новом шведском законе об альянсе.

Страна берет пример со своих соседей - Норвегии и Дании, где отказ от размещения ядерного оружия документально закреплен. Сейчас бомбы хранятся только на базах в Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, но теоретически США могут создать свои склады на территории любой другой страны-члена НАТО. Стокгольм решил этого избежать. Кроме того, Швеция не видит смысла в постоянном базировании сил НАТО на своей территории в мирное время.

На практике вступление Швеции в НАТО предполагает внесение поправок в законодательство. Правительство ожидает, что изменения вступят силу до конца месяца. Наиболее радикальным является закон об оперативной военной поддержке. Он регулирует отношения с другими членами НАТО по предоставлению и получению военной помощи. Правительство страны понимает, что взаимные гарантии безопасности могут также привести к втягиванию Швеции в войну, сообщает газета Dagens Nyheter.

По словам главы шведского МИД, население не заметит значительных перемен в повседневной жизни. Страна постепенно двигались в сторону более тесного военного сотрудничества с НАТО. В последние годы Швеция активно сотрудничает с Финляндией и Объединенными экспедиционными силами под руководством Великобритании (JEF). Билльстрем считает, что шведы быстро привыкнут к большему количеству учений и военному присутствию.

Во вторник генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон провели совместную пресс-конференцию. Генсек альянса заявил, что Швеция выполнила все свои обязательства перед Турцией и должна получить разрешение на скорейшее вступление в НАТО. В четверг шведская, финская и турецкая делегации встретятся в Брюсселе, чтобы возобновить переговоры о членстве Швеции в НАТО. Переговоры зашли в тупик после сожжения Корана у турецкого посольства в Стокгольме.