Но супруги, пропагандирующие здоровый и обеспеченный образ жизни, уже попали в поле пристального внимания Федеральной налоговой службы (ФНС), и им придется либо переходить на стандартный режим налогообложения, не придумывая никаких путей его обхода и дробления бизнеса, либо сворачивать деятельность.Напомним, что ранее разгорелся целый скандал вокруг супругов Чекалиных, которые, используя упрощенные системы налогообложения и разделив бизнес на членов семьи, не доплатили в казну 300 млн рублей налогов при годовых доходах в несколько миллиардов рублей, при этом купаясь в роскоши и не стесняясь ее демонстрировать.
Блогеры, или как их еще называют - лидеры общественного мнения - появились не вчера. Как напоминает директор по исследованиям и разработкам коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова, взлет социальных платформ произошел без малого 15 лет назад. "Страницы блогеров сегодня - это, прежде всего, многомиллионная аудитория. Успех многих инстагуру основан на популяризации сложного контента и "переупаковке" его в новые, понятные широкой аудитории, развлекательные форматы", - говорит эксперт.
Но не стоит думать, что красивые девушки на экране сами придумывают все сюжеты и тексты для своих каналов. Над этим работают целые компании профессионалов. "Производственные центры блогеров - это серьезные профессионалы в области работы с текстами, видео и графическими материалами. Они отлично чувствуют своего читателя и действительно умеют увлекательно преподнести информацию. Это "шестое чувство" - результат экспериментов, проб и ошибок.
Блогеры создают столько контента, что в конечном счете приходят к уникальному пониманию, что востребовано именно их подписчиками. И если для одних - это образовательный контент или видеокомиксы с котиками, для других - мотивационные марафоны, пусть и основанные на сомнительной теоретической базе. Важно понимать, что для блогера его страница - инструмент получения прямой прибыли.
И здесь, как на любом конкурентном рынке, именно понимание потребностей своей целевой аудитории - ключ к финансовому благополучию. Популярность марафонов, например, во многом основана не на том, что найден уникальный формат, а на том, что существует вполне оформленный запрос аудитории на мотивационные продукты и на "чудо без усилий". Далее же вовлечение аудитории - дело техники", - рассказывает Касьянова. И добавляет, что постоянная демонстрация успешной жизни, привлекательная внешность спикера - все это на уровне биологии работает на формирование доверия без критического взгляда на контент.
По большему счету нельзя сказать, что блогеры делают деньги из воздуха. Для них это определенный труд. На то, чтобы нащупать свою аудиторию, могут уйти годы и десятилетия. И если уж удается нащупать аудиторию (а тысячи людей готовы платить за в принципе расхожие советы, которые бесплатно можно найти в интернете), то блогеры начинают окучивать свою "золотую жилу" по максимуму.
Конечно, расставаться с заработанными деньгами всегда сложно. Но жадность, как известно, многих сгубила. Справедливости ради надо сказать, что итальянская звезда XX века Софи Лорен даже отправилась в тюрьму за неуплату налогов. Так, кинодиву в 1982 году за уклонение от уплаты налогов приговорили к 30 дням заключения.
Актриса и телеведущая Яна Поплавская удивляется жадности российских блогеров. Она считает, что если бы Чекалины использовали общую систему налогообложения, то явно бы не разорились. К тому же сохранили свое честное имя.
В то же время Юлия Кручанова отмечает, что налоговики давно интересуются так называемыми лидерами общественного мнения. "Я сопровождаю много налоговых проверок по всей России, и могу сказать, что с 2017 года ФНС уже начала активно присматриваться к социальным сетям. И в рамках тех актов и решений, которые выносятся налоговым органом в части доначисления сумм налогов к уплате в бюджет, в качестве доказательств использовались фотографии из соцсетей, переписки и т.д. Это вполне ожидаемо, что пришли к крупным блогерам, которые имеют продажи своего контента на десятки и сотни миллионов рублей", - отмечает эксперт.
Кручанова считает, что теперь нишу блогеров начнут более пристально мониторить. "У специалистов налоговой есть доступ ко всем расчетным счетам не только индивидуального предпринимателя или юрлица, но и физлиц. Исходя из этого Федеральная налоговая служба, которая является крупнейшим агрегатором данных, всегда может начать проверку", - добавляет она. А блогерам советует быть скромнее: демонстрация предметов роскоши вызывает вопросы не только у налоговиков, но и раздражение обычных граждан.
"Широкий резонанс этого дела в первую очередь призван стимулировать блогеров выводить свои доходы из тени. По неподтвержденной информации, в 2023 году ФНС планирует заняться изучением работы блогеров с уровнем дохода от 1 млрд рублей. Многие эксперты утверждают, что уже к концу года можно ожидать принятия новых законов, которые будут регламентировать блогерскую деятельность и устанавливать правила налогообложения", - добавляет адвокат Алексей Карабаев.
По мнению кандидата юридических наук Ольги Александровой, назрела необходимость разработки закона, регламентирующего деятельность блогеров на всех площадках, на которых они работают. "Доход блогера равнозначен предпринимательской, коммерческой деятельности, которая регламентируется соответствующими законами, в том числе Налоговым кодексом. Поэтому доходность такого бизнеса должна быть прозрачной и для фискальных органов. Это позволит, в том числе, избежать обманутых подписчиков и даст возможность компенсировать их потери при обмане со стороны так называемых инфлюэнсеров. Подписчики, среди которых и несовершеннолетние, зачастую перечисляют блогерам деньги, участвуя в розыгрышах и акциях. Но куда идут эти средства? Кому? Никакой отчетности же нет", - отмечает юрист.