В Минтрансе напоминают, что сейчас осуществлять таксомоторные перевозки могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. А с 1 сентября быть таксистами смогут и самозанятые граждане. Понятно, что таксиста машина "кормит". Чем больше заказов и поездок, тем больше выручка. К тому же, как напоминает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов, часто при передаче машин в аренду владельцы бизнеса перестают нести ответственность за соблюдение предельного времени работы.
Встречается практика, когда работник находится за рулем 12 и более часов ежесуточно. Но постоянное нахождение за рулем очень выматывает. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, зачастую водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, ответственности, различных психоактивных веществ (кофеин и т.п.), энергетических напитков. "В результате нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакции, снижается степень автоматизации навыков, теряется чувство скорости, снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки", - отмечают авторы законопроекта. Закономерный итог переутомления за рулем - ДТП.
Для того чтобы защитить таксистов и их пассажиров, и предлагается установить нормы рабочего времени - не более 12 часов в сутки. Поясняется, что, например, в США для водителей есть обязанность ведения журнала учета деятельности. В Китае нормы водители должны заполнять бортовой журнал, в который записывается вся информация о работе. У нас же самозанятым предлагается самостоятельно заполнять журнал учета рабочего времени. Однако тут сразу возникает вопрос, будет ли эта норма работать?
"Действительно, вопрос о контроле остается открытым. Таксисты, как правило, работают одновременно с несколькими платформами, которые конкурируют между собой и могут по-разному вести учет времени работы, а чаще такого учета нет. Поэтому информацию по продолжительности работы с цифровых платформ необходимо интегрировать в единую сеть, чтобы при работе на нескольких платформах информацию о соблюдении норм труда можно было бы контролировать", - отмечает доцент базовой кафедры ТПП РФ Фарида Мирзабалаева.