13.03.2023 08:01
    Поделиться

    Эксперты рассказали, как бороться со стрессом за рулем

    Для многих вождение автомобиля - базовая активность, от которой невозможно отказаться. Однако у некоторых водителей определенные дорожные ситуации вызывают стресс. Эксперты "СберАвто" совместно с экспертами медицинского онлайн-сервиса "СберЗдоровье" рассказали "Российской газете" об основных страхах автолюбителей и поделились советами по их преодолению.
    iStock
    Страхи дорожных ситуаций

    Авария

    Страх попасть в ДТП один из самых распространенных. Многие боятся получить или причинить ущерб здоровью, повредить свое или чужое транспортное средство. Не меньшее беспокойство вызывают у водителей ДТП с участием животных: их неожиданное появление на дороге может привести к печальным последствиям. Особенно силен страх аварии у тех, кто уже когда-либо попадал в аналогичную ситуацию.

    Фото: iStock

    Рекомендации экспертов:

    Соблюдение правил дорожного движения - лучшая профилактика аварийных ситуаций. Однако бывают случаи, когда ДТП происходит по независящим от водителя причинам. Главное - не поддаваться панике. Это возможно, если знаешь, что делать в конкретной ситуации. Важно повторять правила оказания первой помощи, шаги для оформления европротокола и другие алгоритмы поведения в нештатной ситуации, а также иметь под рукой контакты страховой компании.

    • Вождение по автомагистрали

    Мысль о необходимости движения по автомагистрали с высокими скоростными лимитами и большим количеством автомобилей наводит страх не только на новичков. Многие не понимают, как благополучно влиться в транспортный поток и аккуратно перестроиться на высокой скорости.

    Рекомендации экспертов:

    Прежде чем начать движение по автомагистрали, нужно еще на полосе разгона оценить загруженность трассы и набрать скорость потока. Следует чаще смотреть в зеркала, оценивать положение в потоке и информировать других автомобилистов о планирующихся маневрах. При высокой скорости важно двумя руками держаться за руль и совершать им плавные движения, чтобы в условиях ограниченной полосы не потерять управление.

    • Обгон

    Многие водители испытывают страх при обгоне, особенно если речь идет о фурах и другой крупногабаритной технике, ограничивающей обзор. Выезд на "встречку" на высокой скорости без полного понимания ситуации вызывает тревогу даже у опытных автолюбителей.

    Рекомендации экспертов:

    Самое главное - совершать обгон тогда, когда он необходим и разрешен правилами. Важно видеть ситуацию за обгоняемым средством, чтобы не столкнуться со встречными автомобилями. Если условия благоприятны, нужно выбрать такую интенсивность разгона, чтобы движение по встречной полосе заняло как можно меньше времени, двигаться с включенным левым поворотником, а при возвращении на свою полосу не забывать включать правый указатель поворота. В помощь в борьбе с этим страхом - строгое следование крылатой фразе "Не уверен - не обгоняй".

    Страхи погодных условий

    Управление автомобилем в темное время суток

    В сумерках и ночью фары освещают лишь часть дороги, поэтому зона видимости ограничивается. Можно пропустить съезд с главной дороги или не успеть среагировать на внезапное появление пешехода. Кроме того, вечером или ночью водитель может испытывать усталость и сонливость.

    Фото: iStock

    Рекомендации экспертов:

    Перед ночной поездкой нужно очистить лобовое стекло, фары и боковые зеркала, чтобы улучшить видимость. При движении стоит соблюдать более низкий скоростной режим и держать большую дистанцию до впереди идущего автомобиля, чем днем. Чтобы снизить напряжение глаз, можно использовать специальные капли или очки для ночного вождения. Если вы устали за рулем, безопаснее построить маршрут до ближайшего отеля или остановиться на ночлег недалеко от поста ДПС.

    Управление автомобилем зимой

    При поездках по заснеженной и заледенелой дороге ухудшаются сцепные свойства шин, что делает потенциально опасными любые маневры. Из-за разницы температур на улице и в салоне авто могут запотевать стекла и снижать качество обзора, снежная погода тоже может быть причиной снижения видимости. Из-за этого многие принципиально не садятся за руль зимой.

    Рекомендации экспертов:

    Зимой, как и в темное время суток, важно выбирать безопасную скорость и сохранять увеличенную дистанцию между автомобилями. Кроме того, нужно избегать резких торможений при маневрировании, особенно при входе в повороты - тормозить стоит прерывистыми короткими сериями. Чтобы стекла не запотевали, в салоне автомобиля должно быть сухо. В особенно снежную или сырую погоду, независимо от опыта вождения, за руль лучше не садиться.

    Страх - это нормально?

    Дарья Яушева, психолог медицинского онлайн-сервиса "СберЗдоровье":

    "Страх вызывает тревогу, а тревога - это адаптивная эмоция. Она свидетельствует о том, что мы ценим жизнь и заботимся о своей безопасности. Тревога - это не повод отказываться от поездки: лучше дать себе разрешение на эту тревогу и вместе с не отправиться в путь. Можно мысленно посадить ее на пассажирское место. Нормализовать тревогу важно, потому что это снимает то, что называется "грязными эмоциями", вторичными переживаниями. Когда вы осуждаете себя и не принимаете те чувства, что есть внутри.

    Фото: iStock

    В зависимости от степени тревоги, с ней можно справляться самостоятельно или с помощью специалиста.

    1.Не избегайте вождения. Избегание подкрепляет страх. Это касается любых действий. В том числе и тренировки конкретных навыков, того же перестроения или въезда на автомагистраль. Повторение, наоборот, снижает тревогу.

    2.Стоит почитать информацию и найти статистику по ДТП: причины, частые ошибки. Полезно взять инструктора - хороший инструктор может стать отличной поддержкой и опорой, пока не сформируется уверенность в своих силах.

    3.Сфокусируйтесь на позитивной информации. Есть прием, который называется рефреймингом: новым взглядом на ситуацию. Когда вы думаете о ДТП, подумайте о том, сколько машин не попадают в аварии.

    4.Можно провести исследование среди знакомых: кто, когда попадал в аварию и по каким причинам. Вы можете удивиться тому, что среди ваших знакомых водителей будет много тех, кто годами водит машину и не попадает в дорожно-транспортные происшествия.

    Общественное порицание

    Насмешка над водительскими навыками

    Ни одному водителю не хочется стать объектом насмешки других участников движения. Сильнее всего в такую ситуацию боятся попасть новички, которые еще не очень уверенно чувствуют себя на дороге. Любая колкость со стороны других водителей становится эмоциональным испытанием.

    Фото: iStock

    Дискриминация

    Со схожими проблемами сталкиваются и другие группы автомобилистов. К примеру, дискриминирующему отношению могут подвергаться женщины-водители, также зачастую объектом насмешек могут становиться пожилые водители и представители различных национальностей.

    Дарья Яушева, психолог медицинского онлайн-сервиса "СберЗдоровье":

    "Важно напоминать себе о том, что каждый автомобилист, который едет в соседней полосе, за вами и перед вами, когда-то испытывал ту же тревогу. Он тоже сидел за рулем рядом с инструктором и боялся завести двигатель. Важно фокусировать внимание на тех, кто проявляет уважение и понимание к вам, так вы сможете увидеть, что таких людей большинство.

    Вот еще небольшой план действий, чтобы обуздать страх:

    1.Ставьте себе цели вождения, задачи, навыки, которые хочется отточить. Отслеживайте свои успехи, усложняйте задачи.

    2.Продумайте план движения. Превратите езду за рулем в своеобразный квест: движение от точки до точки.

    3.Проиграйте маршрут в уме. Это поможет выработать идеомоторные навыки.

    4.Составьте план на случай непредвиденной ситуации. Забейте номер страховой в телефонную книжку, монтажной службы на выезде.

    5.Выезжайте сначала в то время, когда трафик наиболее низкий. Чем меньше внешних стрессовых факторов, тем проще будет отрабатывать навыки вождения.

    6.Разрешите себе делать остановки, если чувствуете, что переполнены эмоциями. Подышите, поговорите с собой, а когда станет легче, выезжайте снова".

    Поделиться