Россияне поставили рекорд по употреблению кваса

Спрос на традиционный русский напиток за последние пять лет вырос в полтора раза. В 2022 году потребление кваса в России достигло 5,6 литра на человека. По итогам 2023-го показатель может превысить шесть литров. "Квасной" патриотизм подстегнуло исчезновение с рынка западных брендов сладкой газировки, отмечается в исследовании Россельхозбанка (есть в распоряжении "РГ").

В 2017 году житель РФ выпивал в среднем 3,6 литра кваса, затем произошел резкий скачок до 5,3 литра. В Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка связали этот пик с аномально жарким летом. Дополнительным фактором мог стать приезд 3,4 миллиона иностранных болельщиков на чемпионат мира по футболу - многие из них наверняка пытались попробовать экзотический прохладительный напиток.

Однако успех не удалось закрепить, и в течение последующих трех лет уровень потребления колебался в районе 3,5-4 литров на душу населения. Летняя жара 2020-2021 годов могла бы стимулировать спрос. Но переход на дистанционный формат работы на фоне пандемии избавил многих россиян от необходимости страдать от духоты в транспорте и на улице - а значит, снизилась и потребность в прохладительных напитках, полагают эксперты.

В 2022 году драйвером потребления кваса стал уход из ниши прохладительных напитков ряда крупных иностранных брендов. Результат - 5,6 литра на человека - стал рекордом пятилетки.

Производство кваса в России за этот период, по оценке аналитиков банка, выросло с 56,2 до 87,3 тысячи декалитров. Оно сосредоточено в регионах, где выращивают сырье - то есть зерновые культуры. Около 45 процентов кваса делают в регионах Приволжья, треть - в Центральной России. Доля Сибирского федерального округа - 12 процентов. На остальные территории совокупно приходится около четверти производства.

В 2022-м почти половина российского кваса (40,4 тысячи декалитров) ушла на экспорт. Главными потребителями были Китай, Казахстан и страны Ближнего Востока.

"Если в случае Казахстана драйвер - схожие пищевые кулинарные привычки, то в Китае сильна привычка населения пробовать новые вкусы. Российское продовольствие там популярно, причем это касается продуктов, употребляемых не столько для пропитания, сколько для удовольствия: мороженого, шоколада, пива, сладкой газировки. Квас входит в этот ряд. В страны Запада квас экспортировался в небольших объемах", - сообщили в Центре отраслевой экспертизы.

На внутреннем рынке квас серьезно проигрывает конкурентам по нише. Но разрыв стабильно сокращается. В 2020 году на литр выпитого россиянами кваса приходилось 6,4 литра прочих безалкогольных напитков, в 2021 - 5,8, в 2022 - 4,8.

"С маркетинговой точки зрения основным конкурентом кваса выступают сладкие шипучие безалкогольные напитки. Пики потребления и кваса, и газировки приходятся на весну и лето. Однако сейчас на выбор продуктов все больше влияет здоровый образ жизни, - отмечается в исследовании. - Так, по данным минспорта, с 2016 по 2022 год почти на 40 процентов увеличилось количество жителей страны, систематически занимающихся физкультурой и спортом. В регулярные занятия вовлечена почти половина населения России. Все больше людей уделяют внимание тому, что они едят и пьют. В отличие от сладкой газировки, в квасе содержатся витамины группы В, органические кислоты, некоторое количество аминокислот - он в определенной степени полезен для пищеварения".