Саратовские чиновники не выполнили обещаний жителям поселка

Больше года назад площадь Саратова выросла в пять раз - до 2100 квадратных километров. После включения в городскую черту пригородного Саратовского муниципального района по размеру территории областной центр, где теперь проживает всего около 900 тысяч жителей, стал вторым мегаполисом в стране, больше Санкт-Петербурга. Корреспондент "РГ" разбирался, что изменилось после расширения муниципалитета для "новых" саратовцев.
Комфортные условия жизни в центре мегаполиса и в селах, которые попали в черту города, выглядят по-разному.
Комфортные условия жизни в центре мегаполиса и в селах, которые попали в черту города, выглядят по-разному. / Владимир Янченко/РГ

По-прежнему забытый поселок

Процесс расширения границ города стартовал еще в 2020 году. И первыми в его поддержку тогда выступили жители небольшого поселка Калашников на окраине Заводского района.

До 2004 года маленький поселок, где всего 11 старых двухэтажных домов, относился к Саратову, однако затем при уточнении границ муниципальных образований его зачем-то включили в Саратовский муниципальный район.

Местные жители работают в основном на территории Саратова, дети учатся в соседних городских школах и ходят в детские садики. Однако земля поселка относилась к Александровскому муниципальному образованию, и муниципалитет, по мнению жителей Калашникова, со своими обязанностями не справлялся: не ремонтировали дороги, не чистили их зимой от снега, не занимались благоустройством.

Жители поселка надеялись, что все начнет налаживаться после того, как он станет частью города. Однако за прошедший год здесь мало что изменилось, а обещания, которые ранее давали чиновники, так и остались в основном не выполнены.

- Дорогу так и не отремонтировали, ситуация стала даже еще хуже, поскольку подъездные пути разбили во время строительства котельной и детской площадки. Освещения на улицах по-прежнему нет. Каждое утро я подвожу на своей машине соседку с внуком-младшеклассником, потому что пешком до остановки общественного транспорта по грязи дойти невозможно, - рассказала жительница поселка Елена Никитина.

Котельную, которая помогла бы решить проблему с отоплением жилья в поселке, в прошлом году запустить так и не удалось, потому что возникли проблемы с подключением к коммуникациям.

Как рассказали жители поселка, они подали в мэрию заявку на благоустройство придомовых территорий, но когда его проведут, не знают до сих пор.

Ледовая арена и бассейн

Всего в состав городского округа вошли 79 пригородных сел и поселков. Среди них, например, большой поселок военных вертолетчиков Соколовый, где проживает около шести тысяч жителей. И здесь ситуация с благоустройством и строительством новых соцобъектов не в пример благополучней.

В мае в поселке должны сдать новую поликлинику, строительство которой было начато в прошлом году. Здесь также привели в порядок дороги и тротуары, реконструировали стадион. На очереди - возведение ледовой арены, бассейна и теплицы в школе. Кроме того, в поселке планируется создать индустриальный Столыпинский парк. Правда, социальные объекты строят за счет не муниципального бюджета, а средств, привлеченных в регион по инициативе председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, который избирался от этого округа.

В то же время, по мнению депутата городской Думы Саратова Виктора Маркова, сельским территориям сейчас уделяется больше внимания, чем во времена, когда они входили в состав отдельного Саратовского муниципального района. Для городских властей это является приоритетом.

- На дороги, тротуары, благоустройство, ремонт школ в селах выделяются небывалые прежде для этих муниципальных образований средства, - считает депутат.

Льготы остались, страховка выросла

К неприятностям, с которыми сталкиваются "горожане" из сельской местности, как отметил Виктор Марков, прежде всего относится транспортная проблема. Тариф на проезд в пригородных автобусах не только не приблизился к городскому, но даже увеличился.

Всем жителям сельских поселений, которые вошли в состав городского округа, муниципальные власти обещали сохранить социальные льготы.

А вот стоимость страхования автомобилей для сельчан после "переезда" в город увеличилась. Еще раньше с похожей проблемой столкнулись сельские предприниматели, для которых после того, как территории вошли в состав городского округа, значительно выросла стоимость патента.

Мнение

Денис Жабкин, блогер, член градозащитного совета при областной Думе:

- Расширение границ городского округа - это закономерность. Рано или поздно мы к этому бы пришли. Город увеличивается, нужно заселять новые места, создавать дополнительную инфраструктуру. Как и развитие агломерации, это общемировой тренд.

Очевидны преимущества, когда транспортная система, коммуникации развиваются как одно целое. Предприятия, бизнес тоже заинтересованы в единых правилах и условиях работы, когда они распространяются на всю территорию. Главное, чтобы все это приводило к уменьшению, а не к росту бюрократии и положение граждан не ухудшалось.

Александр Ермишин, руководитель общественного движения "Жить здесь!":

- Искусственность такого образования была очевидна с самого начала, и за прошедший год новых признаков жизнеспособности, на мой взгляд, не проявилось. Попытки выборочно привнести на присоединенные сельские территории городские стандарты есть, но ни сельских, ни городских жителей это никоим образом в заблуждение ввести не может.

Приблизительно то же самое можно сказать и о Саратовской агломерации. Реально сложившуюся, на мой взгляд, агломерацию Саратов-Энгельс искусственно довели до желаемой цифры в 1,3 миллиона жителей, приписав к ней Татищевский и Красноармейский районы. По факту, конечно, эти границы никакого отношения к реальности не имеют, но, видимо, формально позволяют соответствовать федеральным критериям и претендовать на определенное внимание и приоритетное финансирование. Однако шанс реализовать глобальный проект не должен осложнять финансирование текущей деятельности на присоединенных для галочки территориях, а, как выясняется, в районах уже сталкиваются с проблемами. Например, под вопросом оказывается участие в той же федеральной программе "Комплексное развитие сельских территорий".

В рейтинге по объемам валового городского продукта страны по состоянию на июль прошлого года Саратовская агломерация заняла последнее, 17-е место в списке. По объему валового продукта на душу населения агломерация также стала абсолютным аутсайдером. Все это говорит о том, что для реального развития необходимо стимулировать внутренние процессы в регионе, а не перекраивать карту, выдавая желаемое за действительное.

В тему

Заместитель директора ГКУ "Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков" Андрей Костенко на совещании в областной Думе рассказал о подготовке проекта регионального закона об агломерации. Среди главных задач - развитие высокотехнологичной индустрии, в том числе за счет создания промышленных парков на новых территориях, а также обеспечение транспортной доступности и создание привлекательной окружающей среды для жителей.

В то же время заместитель главы администрации Татищевского района Юлия Самойлова сообщила, что из-за вхождения в состав агломерации район может потерять право участвовать в программе по комплексному развитию сельских территорий. Ранее по этой программе муниципалитет получил 200 миллионов рублей на строительство дороги между пятью селами.