Формат Рахманиновского конкурса необычен: все участники проходят оба тура - сольный и с оркестром, затем лауреаты получают возможность выступить на гала-концерте, после которого определяется лауреат гран-при. Как всегда у Дениса Мацуева (художественный руководитель конкурса и председатель жюри), лауреатов оказалось больше, чем заявлено - шесть участников из России и Китая: Глеб Семенов, Федор Орлов, Циньяояо Цзи, Жуй Мин, Ифань У, Лев Бакиров. Двое последних стали лауреатами Гран-при.
Все конкурсанты запомнились невероятной техникой, поразительной для юных музыкантов от 12 до 17 лет. Репертуар включал сочинения Листа, Рахманинова. Как выбрать из равных? Выбор не всегда рационален, часто эмоционален, не всегда определяется словами - оказываясь безошибочным на уровне ощущений.
"Очень важно в эту физическую технику и виртуозные пальцы вкладывать душу, - говорит член жюри, народный артист России, профессор Московской консерватории, завкафедрой фортепиано музыкальной Академии им. Гнесиных Владимир Овчинников. - Все мысли уже прописаны композиторами, но их надо прочесть, понять и передать. Потому важно ощущение, как ты высказываешься, как произносишь. Неправильный акцент, чрезмерная выразительность, или чрезмерные темпы, говорят о том, что исполнитель еще не дорос. Конечно, важен опыт, отношение к жизни в целом. Убедительно или неубедительно исполнение. Особенно, когда русскую музыку играют иностранцы. Многие из них учатся и живут в России, но знать, чувствовать и понимать язык надо, как раз играя Рахманинова. Тогда начинает петь рояль, тогда органичны интонации. Дети отличаются искренностью, а если музыкант играет от чистого сердца, он глубже чувствует музыку".
Педагог играет особую роль в воспитании музыканта. Рахманинов говорил, что "Лучшим, что есть во мне, я обязан Звереву". У этого уникального педагога учились и сам Рахманинов, и Скрябин. Член жюри прошедшего в Новгороде конкурса, выдающийся педагог Валерий Пясецкий, ректор ЦМШ - Академии исполнительского искусства, воспитавший целую плеяду ярких пианистов, поделился с "РГ" своими размышлениями о юных музыкантах.
У вас слава педагога, который воспитал немало выдающихся пианистов, среди них и Денис Мацуев. Вам известен особый секрет, как вырастить блестящего пианиста?
Валерий Пясецкий: Никакого секрета - постоянная кропотливая, регулярная, честная и в отношении себя, ученика и музыки, желание и терпение. Конечно, поначалу я хотел быть как все знаменитым исполнителем, но не жалею, что в свое время ушел со сцены и занялся педагогикой.
Сейчас технически молодые музыканты (и участники конкурса) оснащены замечательно. Это результат кропотливых трудов. Среди китайских пианистов немало безупречных в технике. А что еще, кроме этого, нужно пианисту? И можно ли это развить?
Валерий Пясецкий: Китайцы дошли до выдающихся результатов. Качество, которое они на этом конкурсе показывают, - это результат адской многочасовой работы по 7-10 часов, я не преувеличиваю. Когда-то в детстве я учился у Анны Даниловны Артоболевской. Вот она была гением в детской педагогике. Она брала детей с четырех лет. И кроме занятий собственно музыкой, говорила, какую литературу нам надо читать, какие смотреть спектакли, концерты, музеи, выставки. У нее дома всегда собирались ученики разных возрастов, и мы, например, по ролям читали Евгения Онегина, мне было лет восемь…
Вот это внутреннее культурное развитие необходимо для успешного развития музыканта. Без этого всего ничего не получится. Техника у китайских молодых музыкантов уникальна, думаю, пройдет немного времени, и они достигнут колоссальных успехов. Многие из них учатся у нас в Москве…
Почему у них, да и во многих странах сейчас такой бум обучения музыке? В 1990-е огромное количество наших педагогов с очень хорошей школой разъехались по миру, и с тех пор, как на дрожжах, стали расти там и тут молодые замечательные музыканты…
В Новгороде в юношеском конкурсе участвовали пианисты от 10 до 18 лет. Разница в возрасте гигантская - как можно их сравнивать?
Валерий Пясецкий: Если ребенок потенциально очень одарен, это слышно буквально по первым прикосновениям к клавиатуре независимо от возраста. И это отличает истинный талант от классного ремесленника. При желании можно научить играть очень хорошо на рояле, но ремесленник, даже высшего класса, не станет Мацуевым. Из огромного количества составляющих - тут целый комплекс: и внешний вид, и звук, и энергетика, и интеллект, и культура, и - прикосновение…
На конкурс было подано 120 заявок из восьми стран мира: России, Беларуси, Вьетнама, Казахстана, Китая, Колумбии, Норвегии и Узбекистана. Из них для участия в Конкурсе были приглашены 15 участников. Оценивало мастерство конкурсантов авторитетное жюри из известных музыкантов из России, Казахстана, Великобритании, Германии, Бельгии и Вьетнама: Владимир Овчинников, Фредерик Кемпф, Виктор Ересько, Жания Аубакирова, Та Куанг Донг, Максим Могилевский, Владимир Тропп и Валерий Пясецкий.
В рамках Конкурса был организован ряд специальных концертов, мастер-классов и особых проектов, том числе Всероссийский конкурс рисунков "Мир Рахманинова", Выставка Российского национального музея музыки "Вселенная Рахманинова", концерты и мастер-классы членов жюри.
Денис Мацуев, худрук конкурса и председатель жюри, рассказал, что "конкурс предполагается проводить раз в четыре года. Но для того, чтобы отголоски Рахманинова на его родине звучали все время, есть еще идея - летней творческой школы-фестиваля с мастер-классами знаменитых профессоров и концертами".
Онлайн-трансляции всех этапов конкурса проходили при поддержке крупнейшей российской социальной сети "ВКонтакте" и на китайском портале классической музыки Music Today, а записи доступны в архиве в официальной группе "Вконтакте" и на сайте конкурса.
Общее число просмотров всех событий конкурса превысило два миллиона просмотров. В числе стран, где смотрели конкурс, - Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Германия, Молдова, США, Таиланд, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Турция, Франция, Эстония, Япония, Южная Корея, Бразилия, Израиль, Канада и Испания.