Ранее ВТБ сообщил, что специалисты кредитной организации зафиксировали рост числа случаев мошенничества, когда жертве сообщают о блокировке учетной записи онлайн-банка, а затем пытаются украсть деньги со счета.
Схема действует следующим образом. Злоумышленники обзванивают клиентов банка от имени сотрудников контакт-центра.
Во время разговора они сообщают, что онлайн-банк клиента заблокирован и просят сообщить свою идентификацию и пароль из смс, который якобы должен помочь восстановить работу сервиса.
На самом деле, таким образом, они пытаются войти в учетную запись, чтобы оформить заявку на кредит и вывести деньги на свои счета.
В таких случаях нужно просто положить трубку и самостоятельно связаться с банком для уточнения информации. По данным банка, попытки мошенников уговорить клиентов оформить кредит выросли на 25% с начала года.
"Известно несколько десятков сценариев, по которым мошенники вынуждают жертву перевести деньги или раскрыть конфиденциальную информацию о банковской карте или аккаунта в сервисе интернет-банкинга", - отмечает специалист Group-IB по противодействию финансовому мошенничеству Дмитрий Дудков.
По его словам, наиболее популярными сценариями остаются звонки от "службы безопасности" или "клиентского сервиса" банка", либо "сотрудников правоохранительных органов", которые предупреждают о попытках списания денежных средств со счета жертвы, либо о том, что средства надо перевести на "безопасный счет". Чтобы похитить деньги, преступники используют социальную психологию и не упускают возможности взять на вооружение новостную повестку.
Преступники не всегда звонят первыми. Они могут отправить пользователю SMS, письмо по электронной почте или сообщения в мессенджер с номером телефона и просьбой срочно связаться с финансовой организацией или другим учреждением в зависимости от сценария.
Главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов указал, что эта распространенная схема, основанная на социальной инженерии: злоумышленники используют легенду о "блокировке", чтобы заставить потенциальную жертву действовать как можно быстрее.
"В качестве уловки может использоваться любая злободневная новость. Злоумышленники пристально следят за актуальной повесткой и опираются на неё в своих схемах.
В целом среди основных легенд - звонки клиентам якобы от сотрудников банков или правоохранительных органов. При этом мошенники могут использовать не только "классический" телефонный обзвон, но также звонить через мессенджеры, использовать номера других стран или применять роботизированные обзвоны", - пояснил Голованов.