Стали известны новые подробности подвигов летчика Александра Мамкина

Александр Мамкин совершил 20 боевых вылетов к партизанам с посадкой в глубоком тылу противника.
Александр Мамкин совершил 20 боевых вылетов к партизанам с посадкой в глубоком тылу противника. / wikipedia.org
Проект "Партизаны Беларуси", совместно реализуемый ИД "Беларусь сегодня" и Национальным архивом Беларуси, сделал достоянием гласности подвиги более чем 203 тысяч партизан и подпольщиков.

79 лет назад пилот 105-го отдельного гвардейского авиаполка Гражданского воздушного флота Александр Мамкин темной апрельской ночью вывозил на Большую землю с территории Белоруссии воспитанников детдома, спасенных партизанами. И когда его полотняно-деревянный биплан Р-5 был подожжен немецким истребителем, он, заживо сгорая, не прыгнул с парашютом, не бросил на погибель десять детей-сирот, двух раненых партизан и воспитательницу детдома. Погибая, из последних сил ювелирно посадил израненную машину сразу за линией фронта.

Благодаря сайту ИД "Беларусь сегодня" partizany.by приоткрываются новые страницы боевого пути легендарного летчика. Оказывается, Александр Петрович был удостоен медали "Партизану Отечественной войны" I степени. Из фотокопии наградного листа следует, что он совершил 20 боевых вылетов к партизанам с посадкой в глубоком тылу противника, доставил 4030 кг боеприпасов и 22 военнослужащих, а на обратном пути вывез на Большую землю 48 раненых. Всего А.П. Мамкин без происшествий совершил 70 ночных полетов в тыл немецких войск, порой в сплошном тумане, в дождь, ориентируясь лишь по простейшим приборам. 71-й вошел в историю.

Историк авиации из Новосибирска полковник запаса Вячеслав Филиппов в книге "Авиационные группы и полки Гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" рассказал о том, как действовал воздушный мост между Большой землей и партизанами. Подвиг Александра Мамкина органично вписался в картину этого массового героизма.

Так, еще в декабре 1942 года командир 2-го отдельного (впоследствии 105-й гвардейский) авиаполка ГВФ капитан (в последствии полковник) Е.Т. Клуссон с согласия командующего 3-й Воздушной армии выделил для обеспечения боевых действий партизан звено самолетов У-2. Он вместе со старшим лейтенантом Н.А. Жуковым вылетел в партизанские бригады Захарова и Гурко, согласовал с ними порядок работы самолетов, дал указания по подбору и оборудованию посадочных площадок и организации приема и выпуска самолетов. Сначала в партизанском звене было три самолета, их доверили лучшим летчикам-ночникам полка старшим лейтенантам Жукову, Нохову, Белойвану. По 5-6 раз за ночь они летали в район Сураж-Витебский. Противник обнаружил эти полеты к партизанам и усилил патрулирование на линии фронта.

К концу 1942 года полк держал связь с 38 партизанскими подразделениями. В декабре 1942-го командование потребовало "...во что бы то ни стало доставить боеприпасы партизанской бригаде Данченко в район ст. Сеща". Вылетели тремя самолетами (Агамиров - Аркадьев, Мамкин - Вильчинский, Семенов - Тузов) в нелетную погоду. Через час вернулись экипажи Мамкина и Семенова и доложили, что из-за низкой облачности (100 м) и обледенения выполнить задание не смогли. Вскоре вернулся экипаж Агамирова, который доложил, что экипаж задание выполнил. Экипажи Мамкина и Семенова тоже попросили разрешения на второй вылет. В результате все трое выполнили задание, партизаны получили 1800 кг боеприпасов и тола.

Кстати

На сайте partizany.by также размещены наградные листы на присвоение медали "Партизану Отечественной войны" пилоту Н.А. Жукову и многим другим боевым товарищам А.П. Мамкина.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться