В новгородском музее изобразительных искусств об этих и других перипетиях судьбы юбиляра рассказывает выставка "Рахманинов. Колыбель гения", которая открылась для посетителей 1 апреля. В экспозиции 400 свидетелей эпохи композитора. Есть здесь и крест из той самой церкви, где крестили Сережу, и осколки посуды, найденные на месте усадьбы Семеново, и золотые часы Любови Петровны, как напоминание о том, что ничего не вечно, разве только музыка, и потому именно материнскому желанию подыграла судьба.
На 500 квадратных метрах, что музей отвел под "колыбель", нашлось место и фотографиям, и картинам, и редким книгам, и еще более редким документам, нотам и историческим костюмам. Кураторы выставки говорят, что старались передать атмосферу усадебного быта российского дворянства второй половины Золотого века. В ментальном смысле Рахманинов родом оттуда. И все эти вышитые распашонки, медальоны, тафель-клавир, фарфор, подушечки, иконы - это ноты души великого Сергея Васильевича. Из них потом рождалась музыка, которую полюбил весь мир.
В его нотах и колокола новгородских храмов, он часто бывал в них и часто гулял, слушая перезвоны своей любимой Руси… Колокольный звон также любил Чехов, но именно Рахманинову удалось прорваться сквозь время и оставить на клиросах древних святынь свои духовные произведения. Его знаменитое "Всенощное бдение" звучит и сегодня во всех храмах мира, но только Десятинный монастырь на одноименной улице Новгорода, где стоял дом матери композитора, знает, почему на самом деле написано это сочинение. Как знает и вдохновителей симфонической поэмы "Колокола".
Но, пожалуй, самый рахманиновский экспонат на выставке в новгородском музее - букет сирени. Он встречает гостей и задает мотивы - интерьеры также оформлены в приятных сиреневых тонах. В кустах этого растения утопало родовое гнездо композитора - усадьба Онег. Уже став великим, Рахманинов развел плантации сирени в своем имении в Швейцарии. Все мы родом из детства.
Рахманиновский романс "Сирень" тоже можно услышать на выставке, причем иногда он будет звучать вживую. Специально для погружения в эпоху музей приобрел кабинетный рояль "Блютнер". Композитор обожал инструменты этой фирмы.
"Когда Рахманинов уезжал в Америку, он сказал: "Я взял с собой жену и свой дорогой "Блютнер". Дорогой потому, что исполнители генетически связаны со своим инструментом", - говорит руководитель Центра музыкальной культуры имени С. Рахманинова Татьяна Берфорд.
Кураторы выставки верят, что пальцы композитора вполне могли касаться и рояля, приобретенного для музея. "Почему бы нет? Инструмент был приобретен в Москве, а Сергей Васильевич играл в разных московских домах", - обнадеживает Берфорд.
Концерты, лекции, театрализованные экскурсии, кинопоказы - все это в планах устроителей выставки "Рахманинов. Колыбель гения", потому что без живого общения и звучания не достучаться до сердец современного человека, уверены здесь, а именно о сердечном переживании музыки мечтал юбиляр: "Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством". Новгородцам и гостям города на постижение рахманиновских глубин времени хватит - выставка работает до конца июля.