Сирень и крест. О чем расскажет открывшаяся в Великом Новгороде выставка "Рахманинов. Колыбель гения"

150 лет - не такой уж большой срок, чтобы все тайны композитора были разгаданы. У историков и краеведов все только начинается. Считалось же почти век, что Сергей Рахманинов родился в материнской усадьбе Онег Старорусского уезда Новгородской губернии. А совсем недавно выяснилось, и метрические книги это подтверждают, что на свет гений появился в усадьбе Семеново того же уезда, принадлежащей отцу композитора. Неподалеку от нее, в сельской церкви Космы и Димиана, младенца крестили. Кто-то скажет, кому кроме энциклопедий все это важно, но на самом деле противостояние родителей в судьбе Рахманинова было не только географическим. Известно, что отец, Василий Аркадьевич, мечтал, чтобы сын стал военным, а мать, Любовь Петровна, видела своего любимца только музыкантом, она и сама была хорошей пианисткой. Но как вспоминал композитор, из-за увлечения главы семьи азартными играми Онег и Семеново пришлось продать, денег на обучение в военном училище больше не было, оставалась Петербургская консерватория.

В новгородском музее изобразительных искусств об этих и других перипетиях судьбы юбиляра рассказывает выставка "Рахманинов. Колыбель гения", которая открылась для посетителей 1 апреля. В экспозиции 400 свидетелей эпохи композитора. Есть здесь и крест из той самой церкви, где крестили Сережу, и осколки посуды, найденные на месте усадьбы Семеново, и золотые часы Любови Петровны, как напоминание о том, что ничего не вечно, разве только музыка, и потому именно материнскому желанию подыграла судьба.

На 500 квадратных метрах, что музей отвел под "колыбель", нашлось место и фотографиям, и картинам, и редким книгам, и еще более редким документам, нотам и историческим костюмам. Кураторы выставки говорят, что старались передать атмосферу усадебного быта российского дворянства второй половины Золотого века. В ментальном смысле Рахманинов родом оттуда. И все эти вышитые распашонки, медальоны, тафель-клавир, фарфор, подушечки, иконы - это ноты души великого Сергея Васильевича. Из них потом рождалась музыка, которую полюбил весь мир.

В его нотах и колокола новгородских храмов, он часто бывал в них и часто гулял, слушая перезвоны своей любимой Руси… Колокольный звон также любил Чехов, но именно Рахманинову удалось прорваться сквозь время и оставить на клиросах древних святынь свои духовные произведения. Его знаменитое "Всенощное бдение" звучит и сегодня во всех храмах мира, но только Десятинный монастырь на одноименной улице Новгорода, где стоял дом матери композитора, знает, почему на самом деле написано это сочинение. Как знает и вдохновителей симфонической поэмы "Колокола".

Но, пожалуй, самый рахманиновский экспонат на выставке в новгородском музее - букет сирени. Он встречает гостей и задает мотивы - интерьеры также оформлены в приятных сиреневых тонах. В кустах этого растения утопало родовое гнездо композитора - усадьба Онег. Уже став великим, Рахманинов развел плантации сирени в своем имении в Швейцарии. Все мы родом из детства.

Рахманиновский романс "Сирень" тоже можно услышать на выставке, причем иногда он будет звучать вживую. Специально для погружения в эпоху музей приобрел кабинетный рояль "Блютнер". Композитор обожал инструменты этой фирмы.

"Когда Рахманинов уезжал в Америку, он сказал: "Я взял с собой жену и свой дорогой "Блютнер". Дорогой потому, что исполнители генетически связаны со своим инструментом", - говорит руководитель Центра музыкальной культуры имени С. Рахманинова Татьяна Берфорд.

Кураторы выставки верят, что пальцы композитора вполне могли касаться и рояля, приобретенного для музея. "Почему бы нет? Инструмент был приобретен в Москве, а Сергей Васильевич играл в разных московских домах", - обнадеживает Берфорд.

Концерты, лекции, театрализованные экскурсии, кинопоказы - все это в планах устроителей выставки "Рахманинов. Колыбель гения", потому что без живого общения и звучания не достучаться до сердец современного человека, уверены здесь, а именно о сердечном переживании музыки мечтал юбиляр: "Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством". Новгородцам и гостям города на постижение рахманиновских глубин времени хватит - выставка работает до конца июля.