Президент РАН Геннадий Красников: Развитие искусственного интеллекта надо увязать с законом

Как уже сообщала "РГ", у нас на "Деловом завтраке" побывал президент Российской академии наук Геннадий Красников. Это был первый - обстоятельный и прямой - диалог с журналистами, на который академик Красников согласился в качестве избранного главы РАН.

Говорили о самом остром и злободневном: роль науки в обеспечении технологического суверенитета, организация в стране научной экспертизы - c акцентом на проекты федерального масштаба, взаимодействие РАН с другими центрами российской науки и высшего образования. А началась беседа с вопроса, который был и остается на слуху у многих.

Илон Маск и более тысячи экспертов в области искусственного интеллекта призвали ввести мораторий на обучение мощных нейросетей - из опасений, что неконтролируемый процесс в этой области представляет угрозу для человечества. А сами разработчики ИИ могут стать могильщиками цивилизации. Как откликнулись на это в научном сообществе и что думаете вы сами?

Геннадий Красников: В этой области должна быть очень серьезно прописана законодательная база - так, чтобы обуздать ситуацию. Ведь не секрет, что наиболее активно искусственный интеллект развивается в сфере военного применения. Это первое. А второе - я предпочитаю называть вещи своими именами и говорить о развитии нейронных сетей. Да, есть термины "искусственный интеллект", "глубокий интеллект" - но и это развитие все тех же нейронных сетей.

Нужно очень внимательно смотреть, когда создаются фреймворки (программная платформа, каркас, определяющие структуру программной системы - прим. "РГ"), потому что в них зачастую уже могут содержаться коды ошибок. Или - недекларированные возможности, что тоже создает определенную опасность.

Мы не первый год говорим о развитии нейронных сетей, теперь вот - про искусственный интеллект. Но основные события начинают разворачиваться только сейчас. За последние 35 лет производительность компьютеров увеличилась в миллиард раз. Каждые десять-двенадцать лет - примерно в тысячу раз. А что такое "в миллиард раз"? Если раньше задача решалась десять лет, то сейчас она занимает 0,3 секунды. В ближайшие десять лет производительность увеличится еще в тысячу раз.

При этом меняется сама архитектура вычислений, создается новый вид памяти. Потому что сегодня у любого процессора сорок процентов занимает память - по площади, по энергетике. Мы ожидаем, что в ближайшие десять лет мультипликативные эффекты возрастут примерно в сто тысяч раз. И это даст новый скачок в развитии нейронных сетей. Уже есть понимание, как сама наша жизнь будет меняться. Поэтому сейчас, перед взрывным развитием, которое вот-вот начнется, важно всем остановиться и еще раз просмотреть законодательную базу…

Подробный отчет с "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".

Поделиться