"Это - начало основ по инженерным знаниям. Об этом просят конструктора, молодые инженеры, технологи всех направлений, всех отраслей", - добавил Дюмин.
Немного истории. Как отдельный предмет черчение изучали в советской школе с 1930-х годов, но часы преподавания и возраст учащихся постоянно менялись. В 2000-х годах черчение учили в 9 классе всего один час в неделю. Потом предмет стал факультативным, но вот желающих его изучать в каждой школе можно было по пальцам пересчитать. В 2019 году черчение было исключено из школьной программы как отдельный предмет.
Многие вздохнули с облегчением: черчение - предмет сложный, увидеть и нарисовать в разрезе болт, шкаф с ящиками или даже спичечный коробок дано далеко не каждому. Тут нужен особый склад ума. Инженерный, конструкторский. Вот в среде инженеров-то и забили тревогу. Причем, буквально с того самого момента, как объемы предмета в школе стали стремительно "усыхать". Уже в 2000 году на страницах "Учительской газеты" было опубликовано письмо с просьбой оставить черчение в 9-10 классах. Под ним было 120 подписей от работников графического образования, конструкторских бюро Башкирии, Удмуртии и Свердловской области. Там же, кстати, были приведены интересные данные. Оказывается, процесс развития пространственных представлений человека завершается к 15-16 годам. То есть если в средней школе ребенка не научат пространственному мышлению, то дальше уже будет практически невозможно это наладить.
Уже тогда специалисты писали: "Отсутствие в средней школе полноценного изучения курса черчения, т.е. языка техники, явится тормозом в диалоге выпускников школы с компьютером на технические и другие темы, а также в разработке проектов".
А вот наши дни: за пару месяцев до обращения тульского губернатора вопрос возвращения черчения в школы уже звучал - из кабинетов Госдумы. С инициативой к главе минпросвещения РФ Сергею Кравцову обратилась первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова.
"Черчение - фундамент для дальнейшего инженерного образования. В школе оно заложит навыки технического, пространственного и творческого мышления школьников", - считают в Думе. И у этой точки зрения есть серьезная поддержка: в вузах, где преподают черчение, студентам приходится давать азы вместо погружения в предмет.
Но есть и другая точка зрения. Например, в одном из интернет-чатов новость о возможном возвращении черчения в школы комментируют так:
"Зачем? Где в жизни пригодится сей навык, если вы не архитектор или инженер-проектировщик? Пространственное мышление надо развивать, исходя из текущих реалий - виртуальное пространство, компьютерные модели. Этак мы скатимся до уровня логарифмических линеек и арифмометров. А вот в технических училищах и вузах это должно быть обязательно. Там должны учить и чертить, и читать чертежи. А будущему агроному или медику это не нужно".
Так может, черчение и правда оставить только для профильных направлений? Ведь сегодня в школах есть и инженерные, и авиа- и судостроительные классы. Там черчение очень к месту. Словом, есть над чем подумать.
Между тем, черчение в школе все-таки есть. Оно просто спряталось. Куда? В предмет "Технология". Открываем примерную рабочую программу основного общего образования предмета "Технология". Программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию в конце августа 2022 года. И в ней как раз предусмотрен учебный модуль "Компьютерная графика. Черчение". Посмотрим, каким навыкам черчения должны научиться дети в разных классах:
5 класс - называть виды и области применения графической информации, называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, график, технический рисунок, чертеж и т.п., называть и применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на листе А4.
6 класс - знать основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов и графического редактора, создавать тексты, рисунки в графическом редакторе.
7 класс - называть виды конструкторской документации, выполнять и оформлять сборочный чертеж, наряду с автоматизированными владеть и ручными способами вычерчивания чертежей (!!), уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам.
8 класс - использовать программное обеспечение для создания проектной документации, выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и/или с использованием программного обеспечения, создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи.
9 класс - выполнять чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования, характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
В 5-7 классах на изучение модуля "Компьютерная графика. Черчение" выделено по 8 часов в год, в 8-9 классах - по 4 часа. А в действующем Федеральном перечне учебников, кстати, есть один единственный учебник по черчению - для 9 класса. Авторы - Н.Г. Преображенская и И. В. Кодукова.
Есть ли в школе место черчению? Мы спросили об этом наших экспертов.
Наталья Яковлева, архитектор, преподаватель черчения в 1990-2002 гг., Красноярский край:
- Еще в начале 2000-х, когда сокращали количество часов нашего предмета, мы предупреждали, чем это обернется. Инициаторы аргументировали свою программу тем, что элементов черчения, которые есть в физике и геометрии, достаточно. Однако сейчас работающие коллеги говорят: студентов на технических специальностях приходится прямо в вузе обучать по ускоренному школьному курсу. Черчение - инженерный язык, освоить который без линейки и карандаша в руке - то же самое, что учить иностранный по тексту без звука. Впрочем, навыки мелкой моторики и глазомер не помешают вообще никому, не говоря уже о пространственном воображении - это все воспитывается чертежами.
Евгений Дронов, генеральный директор ПО "Туламашзавод":
- Без понимания черчения инженера не может быть. Запустить на компьютере программу и получить чертеж - прекрасно, это ускоряет процесс. Но у инженера в голове должна складываться картинка, должно быть понимание того, что он делает. Компьютер тоже может ошибаться, и тогда ошибка будет в изделии. К сожалению, мы последние лет 15 не получаем качественных инженеров. Это большая проблема и она началась не вчера. Основы должны закладываться в школе.
Татьяна Максимова, Директор центра образования №38, г. Тула:
- Черчение - очень полезный предмет. Для Тулы с ее мощным техническим университетом оно особенно важно. Другое дело, как оно будет вводиться. За счет какого предмета? Количество часов не увеличится - предельная нагрузка не может быть больше, чем разрешает СанПиН. Возможно, в 8-9 классах, когда заканчивается ИЗО, и появляются 2 часа технологии? Тогда один час в 8 классе можно отдать черчению. И еще: кто будет преподавать? Ведь все зависит от того, кто стоит у доски. Сначала надо подготовить преподавательские кадры. Здесь нужен избирательный, индивидуальный подход: каждая школа должна сама решать, надо ли ей черчение, исходя из уровня своих учеников. И нужно быть готовыми к тому, что в классах гуманитарного профиля основы черчения могут быть не востребованы.
Алексей Вяткин, декан физического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:
- Хотя цифровизация и остается одним из основных трендов современности, физически мы все еще живем в аналоговом мире с его хаотично или системно размещенными в пространстве предметами разного объема и сложности. Черчение всегда было той дисциплиной, которая развивала присущее человеку желание подробнее разобраться в мире вокруг себя: заглянуть внутрь, разложить на части, понять, как работает тот или иной объект живой природы или артефакт. Так формируется и укрепляется пространственное мышление. Я уверен, что основы чертежа и технического рисунка являются абсолютно базовым умением для освоения всего, что связано с технологиями 3D, VR и AR, которым мы обучаем будущих педагогов на базе Технопарка нашего университета. Другой вопрос связан с подготовкой учителей, которые будут готовы вести черчение в школах. Конечно, в педагогических коллективах еще есть кадры, обладающие опытом преподавания этого предмета. Однако обязательно потребуются новые специалисты.
Подготовили Елена Шулепова (Тула), Алексей Федореев (Красноярск), Алексей Трапезников (Пермь)