К слову, для Московской филармонии, отмечавшей свое 100-летие год назад, премьеры музыки на протяжении всей ее вековой истории оставались одним из важнейших направлений. Множество сочинений крупнейших российских и зарубежных композиторов прозвучало в филармонических залах впервые, причем не только в России, но и в мире. Фестивалем премьер стал, по сути, Международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство", созданный на платформе Московской филармонии. И в нынешнем цикле "Другое пространство. Continuo" преобладают премьеры.
Так, 15 апреля в Концертном зале Чайковского впервые в России будет исполнен Реквием Дьёрдя Лигети, одного из титанов европейской авангардной музыки, чье имя стоит в одном ряду с Пьером Булезом, Витольдом Лютославским, Луиджи Ноно, Янисом Ксенакисом, Лючано Берио, Карлхайнцем Штокхаузеном. Известно, что в своем Реквиеме (1963-65), считающимся эпохальным сочинением ХХ века, Лигети собирался поначалу использовать полный текст заупокойной мессы, но в итоге включил в партитуру только отдельные ее части - Introitus, Kyrie и Dies Irae с заключительным разделом Lacrimosa. Он отказался от Sanctus и Agnus Dei - текстов, где появляется проблеск надежды, намеренно, пояснив: "Это реквием по всему человечеству". Произведение грандиозное, требующее огромных исполнительских сил, поэтому звучит редко и за шесть десятилетий было записано лишь трижды; его российская премьера - культурное событие.
Между тем откроет вечер не Реквием, а мировая премьера сочинения, созданного по заказу Московской филармонии: это Концерт для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра "Сферы" Алексея Сысоева - современного российского композитора с ярким и радикальным мышлением. По поводу своего сочинения он в одном из своих интервью сказал:
- Это масштабное сочинение, повествующее о большом взрыве и его пульсирующих угасаниях. Образы сферы, пульсации и взрыва вполне реально воплотятся в пространственной реализации моей музыки в зале Московской филармонии. В "Сферах" в очередной раз моим "заочным соавтором" стал удивительный пианист Юрий Фаворин. Благодаря его экстраординарным техническим возможностям, интеллектуальной глубине и открытости ко всему новому я смог не только создать свои ключевые сочинения, но и развить собственный индивидуальный язык, стать в какой-то степени фортепианным композитором.
Кстати
Одним из ведущих исполнителей современной музыки в России стал молодой оркестр, существующий всего пять лет - РНМСО. В 2020 году оркестр представил мировую премьеру сочинения Be@thoven - Invocation Владимира Тарнопольского, написанного к 250-летию со дня рождения Бетховена по заказу Бетховенского фестиваля в Бонне. Тогда же РНМСО выступил на открытии фестиваля "Другое пространство", исполнив сочинения Иоганнеса Марии Штауда, Йорга Видмана, Бернда Алоиса Циммермана, Джона Адамса. В концерте лауреатов программы "Русская музыка 2.1" музыканты представили целых четыре мировые премьеры, - сочинения Александры Филоненко, Олега Крохалева, Владимира Раннева, Владимира Горлинского. В репертуаре оркестра есть и Симфония № 7 Авета Тертеряна - одного из наиболее самобытных советских композиторов второй половины ХХ века.