14.04.2023 14:02
    Поделиться

    В Петербурге выбрали лучшую отечественную скрипку

    В Музее музыки в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга завершается работа V Всероссийской выставки современных скрипичных мастеров.
    Любой экспонат выставки можно и рассмотреть, и опробовать
    Любой экспонат выставки можно и рассмотреть, и опробовать / Святослав Акимов/РГ

    Почти 50 новых скрипок, альтов, контрабасов и виолончелей, созданных авторами из разных городов страны, предстали на суд профессиональных музыкантов. Те могли не только полюбоваться изяществом линий, но и проверить звучание инструментов - экспонаты можно трогать

    Имена великих скрипичных мастеров помнят и спустя столетия. Но официально в России такой профессии нет. В реестре профессий нет ни "создателя", ни "производителя" музыкальных инструментов, и, соответственно, этому никто не учит.

    - Лишь недавно был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт, - говорит заместитель директора ассоциации "МИР-МИО" Петр Алдаков. - В скором времени в Российской академии музыки имени Гнесиных должен появиться курс по подготовке мастеров по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов.

    Но дело не только в отсутствии официальных документов и программ. Большинство музыкантов - от начинающих до прославленных виртуозов - предпочитают играть на скрипках ХVIII, начала ХIХ века, не очень доверяя современным. Хотя, по мнению петербургского скрипичного мастера и реставратора Рафаила Ароева, за этим кроются скорее сложившиеся стереотипы из серии "нет пророка в своем Отечестве", нежели качества и свойства инструментов. Некоторые из работ современных мастеров звучат и на мировых сценах. К примеру, в коллекции крупнейшего дирижера Максима Федотова есть инструменты двух петербургских мастеров, на которых он играет в том числе на концертах за границей. И это не единственный пример.

    Несмотря на разрушение отрасли в 1990-е годы, в России по сей день сохранились и традиции скрипкостроения, и настоящие умельцы. По мнению основателя и директора петербургской компании "Струнные инструменты" Михаила Горонка, чтобы стать настоящим скрипичным мастером, надо быть немного фанатом. По его собственному признанию, создав за последние четыре года около 50 скрипок, он еще ни одной не продал. Просто потому, что продолжает дорабатывать качество звучания.

    В то же время в профессиональном сообществе начали появляться мастера, которые считают, что пора привносить в специальность новое и обратить внимание на современные технологии вроде фрезерных и лазерных станков с компьютерным управлением.

    - Зачем вручную вытачивать из цельного куска дерева небольшую деталь, если это можно сделать на станке? - говорит Рафаил Ароев. - Тем более что применение компьютерных технологий даст более высокий уровень точности. А довести ее до максимального совершенства вручную будет куда менее трудозатратно.

    Правда, эта идея пока вызывает больше скепсиса, чем поддержки его коллег. Но в большей степени потому, что сфера скрипкостроения на самом деле достаточно консервативна и канонизирована. Впрочем, выставка показала, что путей к созданию совершенного инструмента - множество.

    Кстати

    Победителем слепого прослушивания стала скрипка Евгения Терехова из Петрозаводска, второе место досталось петербургскому мастеру Роману Наумову, а третьим в этой блистательной тройке оказался инструмент Сергея Шевченко из Ростова-на-Дону.

    Прямая речь

    Элина Друх, художественный руководитель ансамбля скрипачей "Рапсодия", преподаватель Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:

    - Для нашего ансамбля играть на совершенно новых инструментах современных мастеров - интересный и абсолютно новый опыт. Было очень радостно видеть и слышать на выставке много прекрасных инструментов, которые сделаны мастерами нашей страны.

    А лично я, попробовав многие инструменты, остановила свой выбор на скрипке мастера из Воронежа Артема Синельникова. Красивая скрипка с многокрасочным звуковым потенциалом. Лишь только взяв ее в руки, я почувствовала, как мне с ней комфортно. Ощущение от взаимодействия с инструментом такое, словно мы давно знакомы.

    Поделиться