В церковной среде есть тихая и немного печальная пословица "У православных нет выходных". Воцерковившийся человек каждые субботу и воскресенье должен стоять на службе в храме. В субботу служба идет от 2,5 до 3,5 часов (с учетом исповеди, молебнов, панихид, дороги туда и обратно церковная "тема" занимает от 4,5 до 7 часов). В воскресенье - с учетом всего того же - от 3 до 6 часов. Итак, от 7,5 до 13 часов на выходные ты посвящаешь Церкви. И это вообще-то немалый труд. Простоять в храме на молитве такое количество часов, даже присаживаясь на лавочку, - это не то, после чего будешь бегать вприпрыжку. Возвращающиеся из поездок паломники знают, как душа счастлива от предпринятых утруждений или полученных внутренних "плодов", но ноги не могут донести тебя до ближайшей автобусной остановки.
Поэтому "не работать на Пасху" - это очень актуальная для верующих тема, а не расхожий архаичный предрассудок или случайная традиция.
И здесь не то чтобы каждый волен, посмеиваясь, решать, как ему заблагорассудится. За верность этой "неработе" в XX веке платили по самому серьезному счету. Рассказы о том, что в сталинских лагерях отказывающихся работать на Пасху заключенных выводили раздетыми и разутыми на мороз и чуть ли не увеличивали сроки, то есть мучили, уже навсегда в анналах мужества людей, стоящих за веру.
"Не работать на Пасху", конечно, не означает лениться, кайфовать, проводить время в свое удовольствие.
Это означает отдать этот день Богу. Поставить Его во главе своего внимания, чувствования, мыслей, дела, но в центр свободной от других забот и счастливой этим души. Причем, это не навязанная самой себе в занудных воспитательных целях повестка, а естественно вырастающее в тебе ощущение иной природы этого дня.
С тех пор, как я почувствовала, какие в пасхальном дне разлиты щедрый светлый мир, покой и особая тишина, что в этот день вся природа говорит с тобой, как почти никогда ничто с тобой не говорит, дни эти сами собой сложились для меня в теперь уже тридцатилетнюю коллекцию. В ней есть и раннее утро в подмосковном храме, и звон в колокола на колокольне из стихов Анны Ахматовой, и поездки в монастыри и храмы в центре Москвы. И забвение почему-то не крадет ничего из этой коллекции. Возможно, потому что это беззаботное праздничное счастье покраже не подлежит.
В толще простой народной деревенской жизни, оказавшейся в XX веке самой веросберегающей, еще более пристрастно охраняли счастливую праздничную свободу от работы. И сегодня в храмах можно услышать назидательную историю про то, как барин XIX века заставил крестьян косить сено на Казанскую, а на возражение "Большой праздник, не надо бы!" отмахнулся "Казанская - в Казани". К вечеру собрались тучи, началась гроза, сено сгорело.
Так что заповедь 7 дня, который, освободившись от лишних забот, надо отдать Богу, для верующих не шутка. А трудоголизм (хоть и в другой формулировке) еще до революции упоминался как немалый недостаток в книгах, подсказывающих людям, как увидеть свои грехи. Очумелая погруженность в непролазную работу - и с нерелигиозной точки зрения - не очень полезная для человека вещь. Тем более, что современные технологии, обычно не отпускающие нас в глубину дела, намертво привязывают внимание к избыточному мельтешению в действии и тоже не умножают радость современного труда. И еще никто не просчитал их отрицательные последствия.
Конечно, есть работы, которые нельзя бросить, с непрерывными циклами, с невероятной ответственностью за жизнь других людей и нашу общую судьбу. Конечно, не бросить военное дело, от которого сверхзависим все мы. Труженики на таких работах своего рода подвижники. И верующие обычно особенно молятся о них. Но возможный выходной на Пасху чрезвычайно обрадует и занятых гиперответственным делом.
Главный раввин ФЕОР как-то благодарил власть за то, что его никто не вызывает в Кремль по субботам. Помаленьку мы привыкаем к мысли, что мусульманина в Рамадан не надо потчевать днем на фуршетах. Все давно привыкли к постным меню в ресторанах с явной заботой о православных. А вот Пасха пока остается в постсоветских светских календарях в "игноре". Попробовать хотя бы на региональном уровне учредить выходные дни на большие религиозные праздники, чуть варьируя их для людей разных вер и регионов - это благое намерение. Которым вымощена дорога вовсе не туда, куда мы привыкли думать.
Конечно, мы так теряем привычную синхронизацию нашей жизни. Но зато можем обрести новую.