- Интервью Максима Решетникова дало важные сигналы экспертам и предпринимателям. В условиях борьбы с инфляцией важно понимать, как экономические власти планируют охладить перегретые цены, при этом сохраняя темпы роста страны.
Выдержать данный баланс отнюдь непросто. Приведу пример: так называемый бюджетный импульс, говоря проще, государственный заказ на ту или иную продукцию, является безусловным благом для экономического развития. Бизнес получает долгосрочный рынок сбыта для своей продукции, поэтому может уверенно инвестировать в развитие производства. Но у подобных действий может быть обратный эффект - рост цен, и поэтому использовать бюджетный импульс необходимо крайне аккуратно.
Министр экономики об этом, собственно, и говорит, и отмечает, что бюджет на следующую трехлетку - более консервативный и предполагает взвешенную поддержку наиболее критичных отраслей. Среди приоритетов Решетников обозначил внедрение новых технологий, инфраструктуру, науку, образование, здравоохранение, транспорт, туризм. В каждой из указанных отраслей у России есть определенные заделы, но, чтобы совершить качественный скачок (и быстрый, учитывая обстоятельства), необходима поддержка государства.
Вот тут и возникает сложная дилемма: как стимулировать развитие приоритетных отраслей, но наиболее эффективно. Не просто заливая индустрии деньгами, а формируя новые внутренние рынки, которые позволят создать качественные продукты, способные конкурировать на мировом рынке.
Наиболее оптимальным мне видится инструментарий партнерства государства и бизнеса, при котором власти используют точечные меры поддержки, а предприниматели гибко реагируют на внутренний запрос и мировую конъюнктуру.
Оптимальный формат диалога бизнеса и власти - государственно-частное партнерство. Форматы его реализации могут быть разными - от концессионных моделей до офсетных контрактов - долгосрочных договоров, отличительной особенностью которых является наличие встречных инвестиционных обязательств заказчика и поставщика, который выступает в роли инвестора и обязуется, например, построить завод и наладить выпуск продукции, а заказчик гарантирует закупку товара.
И, что примечательно, история использования данного инструмента для России не нова. Яркий пример концессионного соглашения - первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского села. При помощи такой же концессии был построен участок магистрали от Рязани до Саратова. Металлургический завод в Донбассе и даже телеграф в России тоже появились благодаря механизмам софинансирования.
Сегодня в нашей стране объем проектов в формате ГЧП пока составляет около 3% ВВП или 4,4 трлн рублей. Например, в Китае на долю ГЧП-проектов приходится 13,6% от ВВП. В Индии - 7,5%, а в Бразилии - 5,3%.
Владимир Путин дал поручение определить параметры и механизм обязательного участия Государственной корпорации развития России - ВЭБ.РФ - в приоритетных для государства проектах, и это решение вовсе не случайно. Дело в том, что в арсенале этой организации есть опыт и необходимые инструменты для удовлетворения интересов власти и бизнеса.
Таким, например, является "Фабрика проектного финансирования", реализуемая ВЭБ.РФ с участием коммерческих банков. Это, по словам Решетникова, востребованный механизм поддержки инвестиций в условиях высокой ключевой ставки. Причина понятна - инструмент "фиксирует" кредитную ставку по проекту в случае колебаний ключевой. Показательны цифры: на данный момент в рамках "Фабрики" уже поддержано 38 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 4 трлн рублей, а на ближайшем рассмотрении еще 36 новых проектов в высокой стадии готовности общей стоимостью 5,4 трлн рублей.
Еще один инструмент поддержки инвестиционной активности "Таксономия техсуверенитета" - программа поддержки проектов в приоритетных отраслях. Он уже более сложный по своей сути, но важно, что также позволяет снизить стоимость денег для инвесторов.
Поэтому кажется логичным, что именно перед главным институтом развития России стоит задача стимулирования развития рынка государственно-частного партнерства. Тем более что и в этом контексте у корпорации уже есть в активе десятки реализованных ГЧП-проектов на сотни миллиардов рублей.
Форматы использования ГЧП-инструментов - очень разнообразные, мировая практика подсказывает, что даже приватизация является одним из вариантов государственно-частного партнерства (такова, например, практика в Великобритании). При этом экономисты и практики сходятся в одном - использование ГЧП-механизмов - безусловное благо для экономики при правильном структурировании рисков между участниками проектов. Такой баланс позволит создать необходимые темпы роста, обеспечив контролируемые показатели инфляции, то самое равновесие, которое необходимо нашей экономике в долгосрочной перспективе.