Эксперты проанализировали, как изменился авторынок в России по сравнению с прошлым годом

Количество новых дилеров в России выросло, по сравнению с февралем прошлого года. Цены на подержанные машины растут, при этом новые автомобили дешевеют. К таким выводам пришли аналитики автомобильного сайта "Дром".
Рынок изменился. Заглядывать под капот при выборе автомобиля уже особого смысла нет.
Рынок изменился. Заглядывать под капот при выборе автомобиля уже особого смысла нет. / Александр Щербак/ТАСС

Они напомнили, что в прошлом году российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости. Ушли западные бренды, выросли доли отечественных и китайских марок, продажи упали, а цены многократно выросли. И что в итоге?

В марте 2023 года количество новых дилерских автомобилей на портале превысило показатели февраля 2022-го. По мнению аналитиков компании, это связано не столько с ростом спроса у покупателей, сколько с полным изменением структуры рынка автомобилей.

- Сегодня радикально меняется автопарк дилеров. По нашим данным, в январе 2022 года китайские марки - дилерские новинки - занимали 10% предложения новых легковых автомобилей, а в марте 2023 года - уже 50% на Дальнем Востоке и в Сибири. Российские марки тоже выросли - с 18 до 25%. В европейской части России процентное соотношение отечественных авто изменилось еще сильнее - с 20 до 40%. Связано это с тем, что на востоке страны изначально было меньше машин отечественного производства, - отмечает аналитик "Дрома" Игорь Олейников.

По оценке экспертов, подержанные машины подорожали за год на 20-23%. Еще сильнее выросли в цене старые иномарки без пробега по России - на 30%

Заметно сократилось количество новых корейских машин. Если в начале прошлого года их было 25-28%, то теперь - не более 15% на складах дилеров. Европейские марки сжались практически в точку - приблизительно с 27 до 6%. Это говорит о том, что фактически европейские автомобильные бренды ушли с рынка.

Если на западе России количество японских моделей сократилось с 18 до 6%, то на востоке - с 18 до 10%.

Теперь на рынке преобладают китайские бренды.

Примечательно, что по сравнению с 2022 годом доли иномарок и отечественных автомобилей на вторичном рынке в 2023-м остались без изменений. Доля отечественных машин составляет 14%, японских - 49%, корейских - 11%, китайских - 2%, европейских - 18%, американских - 5%. Остальные занимают около 1%.

По оценке экспертов, подержанные автомобили подорожали на 20-23% по сравнению с прошлым годом. Еще сильнее выросли в цене б/у машины без пробега по России - приблизительно на 30%.

Новые автомобили, отдельные модели, также подорожали. Стоимость некоторых повысилась настолько, что их вовсе перестали покупать. Из-за этого средневзвешенная цена нового автомобиля уменьшилась на 5%.

- Происходит неклассическое падение цен на новые автомобили. Стоимость европейских и японских иномарок выросла до такой степени, что они перестали быть просто дорогими, а стали люксовыми. На замену им пришли более дешевые китайские модели. При этом покупательная способность рубля не выросла - основной спрос остался в прежних ценовых категориях. Из-за всего этого сложилась парадоксальная ситуация: средняя цена на новые автомобили немного упала. На самом деле парадокса тут нет - просто рынок полностью изменился за 2022 год, - поясняет этот парадокс Игорь Олейников.

При этом спрос на автомобили все таки растет. Автомобили от частников быстро раскупают: за период с декабря 2022 года по март 2023-го спрос вырос на 17%. Два показателя - снижение общего числа объявлений о продаже машин и рост числа добавленных объявлений в день - говорят о высоком спросе на автомобили.

Но растет он преимущественно на подержанные машины и бюджетные новые. Причин, почему это происходит, несколько.

Главная - изменившаяся структура российского авторынка. Дилеры и перекупщики вынуждены перестраиваться и переходить на новые для них схемы работы: либо становится дилерами китайских автомобилей, либо перепродавать машины, уже завезенные в Россию, либо заниматься параллельным импортом. С начала 2023 года дилеры увеличивают предложение подержанных автомобилей, новых и даже "новых", ввезенных "параллельно".

Из-за дефицита новых автомобилей дилеры активно выкупают машины с пробегом. Особенно заметна эта тенденция в европейской части России, менее - на Дальнем Востоке и в Сибири.

Изменилась структура модельного ряда, представленного на российском рынке. Спрос сместился в пользу подержанных автомобилей, и их стоимость медленно растет. Если в мае 2022 года она составляла около 1 миллиона, то сейчас - от 1,3 до 1,4 миллиона. Еще быстрее растет цена на подержанные машины без пробега по России. Если в прошлом году она колебалась в районе 1,5 миллиона рублей, то сегодня уже перешагнула порог в 1,8 миллиона и приближается к 2 миллионам рублей. Так, ценность подержанных автомобилей, особенно без пробега по России, заметно выросла в глазах покупателей.

Мало кто готов покупать машины дороже 2,5 миллиона. Между тем именно в сегменте от 2 до 5 миллионов сосредоточен основной объем предложения.

В этой ценовой нише находится большинство привезенных китайских автомобилей. Выше - европейские и японские марки. Спрос потребителей сконцентрирован в сегменте от 500 тысяч до 1,5 миллиона, с кредитом - до 2,5 миллиона рублей.