Эксперты проанализировали, как изменился авторынок в России по сравнению с прошлым годом
Они напомнили, что в прошлом году российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости. Ушли западные бренды, выросли доли отечественных и китайских марок, продажи упали, а цены многократно выросли. И что в итоге?
В марте 2023 года количество новых дилерских автомобилей на портале превысило показатели февраля 2022-го. По мнению аналитиков компании, это связано не столько с ростом спроса у покупателей, сколько с полным изменением структуры рынка автомобилей.
- Сегодня радикально меняется автопарк дилеров. По нашим данным, в январе 2022 года китайские марки - дилерские новинки - занимали 10% предложения новых легковых автомобилей, а в марте 2023 года - уже 50% на Дальнем Востоке и в Сибири. Российские марки тоже выросли - с 18 до 25%. В европейской части России процентное соотношение отечественных авто изменилось еще сильнее - с 20 до 40%. Связано это с тем, что на востоке страны изначально было меньше машин отечественного производства, - отмечает аналитик "Дрома" Игорь Олейников.
Заметно сократилось количество новых корейских машин. Если в начале прошлого года их было 25-28%, то теперь - не более 15% на складах дилеров. Европейские марки сжались практически в точку - приблизительно с 27 до 6%. Это говорит о том, что фактически европейские автомобильные бренды ушли с рынка.
Если на западе России количество японских моделей сократилось с 18 до 6%, то на востоке - с 18 до 10%.
Теперь на рынке преобладают китайские бренды.
Примечательно, что по сравнению с 2022 годом доли иномарок и отечественных автомобилей на вторичном рынке в 2023-м остались без изменений. Доля отечественных машин составляет 14%, японских - 49%, корейских - 11%, китайских - 2%, европейских - 18%, американских - 5%. Остальные занимают около 1%.
По оценке экспертов, подержанные автомобили подорожали на 20-23% по сравнению с прошлым годом. Еще сильнее выросли в цене б/у машины без пробега по России - приблизительно на 30%.
Новые автомобили, отдельные модели, также подорожали. Стоимость некоторых повысилась настолько, что их вовсе перестали покупать. Из-за этого средневзвешенная цена нового автомобиля уменьшилась на 5%.
- Происходит неклассическое падение цен на новые автомобили. Стоимость европейских и японских иномарок выросла до такой степени, что они перестали быть просто дорогими, а стали люксовыми. На замену им пришли более дешевые китайские модели. При этом покупательная способность рубля не выросла - основной спрос остался в прежних ценовых категориях. Из-за всего этого сложилась парадоксальная ситуация: средняя цена на новые автомобили немного упала. На самом деле парадокса тут нет - просто рынок полностью изменился за 2022 год, - поясняет этот парадокс Игорь Олейников.
При этом спрос на автомобили все таки растет. Автомобили от частников быстро раскупают: за период с декабря 2022 года по март 2023-го спрос вырос на 17%. Два показателя - снижение общего числа объявлений о продаже машин и рост числа добавленных объявлений в день - говорят о высоком спросе на автомобили.
Но растет он преимущественно на подержанные машины и бюджетные новые. Причин, почему это происходит, несколько.
Главная - изменившаяся структура российского авторынка. Дилеры и перекупщики вынуждены перестраиваться и переходить на новые для них схемы работы: либо становится дилерами китайских автомобилей, либо перепродавать машины, уже завезенные в Россию, либо заниматься параллельным импортом. С начала 2023 года дилеры увеличивают предложение подержанных автомобилей, новых и даже "новых", ввезенных "параллельно".
Из-за дефицита новых автомобилей дилеры активно выкупают машины с пробегом. Особенно заметна эта тенденция в европейской части России, менее - на Дальнем Востоке и в Сибири.
Изменилась структура модельного ряда, представленного на российском рынке. Спрос сместился в пользу подержанных автомобилей, и их стоимость медленно растет. Если в мае 2022 года она составляла около 1 миллиона, то сейчас - от 1,3 до 1,4 миллиона. Еще быстрее растет цена на подержанные машины без пробега по России. Если в прошлом году она колебалась в районе 1,5 миллиона рублей, то сегодня уже перешагнула порог в 1,8 миллиона и приближается к 2 миллионам рублей. Так, ценность подержанных автомобилей, особенно без пробега по России, заметно выросла в глазах покупателей.
Мало кто готов покупать машины дороже 2,5 миллиона. Между тем именно в сегменте от 2 до 5 миллионов сосредоточен основной объем предложения.
В этой ценовой нише находится большинство привезенных китайских автомобилей. Выше - европейские и японские марки. Спрос потребителей сконцентрирован в сегменте от 500 тысяч до 1,5 миллиона, с кредитом - до 2,5 миллиона рублей.