Впервые в России прозвучала оратория Генделя "Воскресение"

В Концертном зале им. П.И. Чайковского в исполнении Камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина и квинтета солистов состоялась российская премьера оратории La Resurrezione ("Воскресение"), написанной 23-летним Георгом Фридрихом Генделем. В исполнении, как и положено, были задействованы исторические инструменты - теорба, виола да гамба, а также орган-позитив и два клавесина, что придало особое настроение этому вечеру.
В исполнении оратории, согласно партитуре, были задействованы исторические музыкальные инструменты.
В исполнении оратории, согласно партитуре, были задействованы исторические музыкальные инструменты. / Предоставлено Московской Филармонией

Как очевидно из названия, это сочинение посвящено главному христианскому празднику - Пасхе. Это единственная "пасхальная" оратория Генделя, остальные его произведения относят к "постовым". Она написана на итальянском языке, обозначена автором "священной ораторией" и посвящена событиям между Страстной пятницей и Пасхальным воскресением. Либретто написано Карло Сигизмондо Капече, придворным поэтом королевы Польши Марии Казимиры, которая жила в изгнании в Риме.

В центре сюжета, естественно, персонажи литургической драмы и вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти в конфликтных диалогах, от скорби - к надежде в чувственных ариях. Непримиримые крайности олицетворяют Люцифер, торжествующий мнимую победу, и Ангел, утешающий трех верных последователей Христа: Марию Магдалину, Марию Клеопову и юного Иоанна - будущего евангелиста и автора "Апокалипсиса".

Мировая премьера состоялась в Пасхальное Воскресенье 1708 года в Риме. И, по воспоминаниям очевидцев, была "обставлена с величайшей пышностью" при поддержке маркиза Франческо Русполи, покровителя Генделя в то время. Но событие было ознаменовано и грандиозным скандалом: Партию Марии Магдалины на первом представлении исполнила сопрано Маргарита Дурастанти, хотя участие певиц было строжайше запрещено папским эдиктом. И папа Климент XI был крайне недоволен этим фактом. И в остальных исполнениях уже пел кастрат.

Московская премьера, конечно же, была лишена подобной коллизии. Но ансамбль солистов оказался уж очень пестрым. Бас Владимир Красов (Lucifero) не мог справиться с партией и постоянно грубо комиковал на грани с пародией. Меццо-сопрано Мария Остроухова (Santa Maria Cleofa), казалось обладает отличными вокально-техническими данными для барочного исполнительства, но почему-то в данном случае была крайне монотонна и неточна стилистически. Сергей Годин (San Giovanni Evangelista) - наоборот, был очень чувственным в своем исполнении, что соответствовало образу последователя Иисуса, а тембр его тенора светлый, манера пения - мягкая и аккуратная. Певцу лишь остается обрести свободу в верхнем регистре и выучить партию так, чтобы не столь сильно зависеть от нот на пюпитре. На высоте исполнительского успеха были обе сопрано Лилия Гайсина (Maria Maddalena) и Диляра Идрисова (Un Angelo) - их выступление оказалось практически безупречным: элегантные голоса, почти ювелирная точность во фразировке удачно соседствовали с вполне современной страстностью характеров их героинь. Камертоном же премьеры был оркестр Musica Viva Александра Рудина, подтвердивший свой статус одного из лучших в России коллективов на территории барочного музицирования: когда, слушая музыку, абсолютно точно ощущаешь, что по Генделю Христос - это Солнце.