Напомним ее историю. Карданова родом из селения Нартан, что в восьми километрах от Нальчика. У нее два высших образования, она защитила кандидатскую диссертацию и стала преподавать в вузе. В 2016 году Джульетта, до этого помогавшая родне управляться с их хозяйством, решила зарегистрировать ИП и подать заявку на получение гранта по программе "Начинающий фермер". На предоставленные средства (1 миллион 106 тысяч рублей) купила 15 голов КРС и начала расширять ферму. В соответствии с требованиями программы взяла на работу двух человек, исправно выдавала им зарплату, платила налоги и надеялась, что со временем станет крепким фермером.
Однако весной 2018 года Джульетта получила приглашение в полицию, где ее обвинили, что она якобы скрыла факт работы в вузе и представила поддельную справку об отсутствии задолженности по налогам. Джульетта опешила: ни от кого ничего никогда не скрывала и подделками никогда не занималась. Однако полицейские дали ход уголовному делу. И затем ей намекнули, что закроют его... за миллион рублей.
Джульетту, привыкшую жить честно, эти "Тибальты Чегемского района" возмутили. И она сообщила о вымогательстве в прокуратуру. После чего следователь Хабас Псеунов быстренько из полиции уволился. Однако его дело довел до суда начальник "сыщика" Борис Хурзоков. И начались танцы с бубнами. В Чегемском районном суде Кардановой сначала предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, но в ходе процесса прокурор вынужден был признать, что признаков мошенничества в действиях подсудимой нет, поскольку полученный грант был использован ею по назначению, то есть на развитие фермы. В результате суд отказал в заявленном изначально требовании о взыскании ущерба государству в размере 1 105 636 рублей.
Казалось, вот оно, торжество справедливости. Но не тут-то было! Хотя к моменту получения гранта у Кардановой не было долгов по налогам, суд под председательством Галины Пшуковой счел подделкой ксерокопию справки об отсутствии у фермера задолженности, приговорив ее к штрафу в размере 40 тысяч рублей.
Джульетта с такой несправедливостью мириться не стала и опротестовала вынесенный приговор. 22 мая 2020 года ее апелляционную жалобу рассмотрела коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарии. Решение Чегемского районного суда отменили и направили дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.
Однако не спешите радоваться, у "Тибальтов Чегемского района" все оказалось "схвачено", и они были переполнены враждой к Джульетте, как и в великой трагедии Шекспира. 19 ноября 2021 года состоится Чегемский районный суд под председательством Артура Куашева, где повторно рассмотрят уголовное дело в отношении нее. Но в итоге суд скопирует, по сути, прежний обвинительный приговор, внеся свою изюминку, скостив штраф с 40 до 20 тысяч рублей и освободив от его уплаты за истечением срока давности. А украшением приговора стало решение - Карданову считать несудимой(?!). Такое вот Соломоново решение: и Джульетту успокоить, и увести от ответственности тех, кто сфабриковал против нее дело.
Джульетта продолжила добиваться правды. Коллегия Верховного суда по уголовным делам разбиралась в ее деле достаточно долго, но в итоге приняла решение: подсудимую Карданову оправдать за отсутствием в ее действиях состава преступления, в связи с незаконным уголовным преследованием предоставить ей право на реабилитацию.
Иск о компенсации морального вреда изначально был подан все в тот же Чегемский районный суд, почти четыре года водивший ее дело по кругу. Там ей назначили компенсацию в 500 тысяч рублей, мол, получи и уймись. Но Джульетта пошла прямиком в республиканский Верховный суд, определением которого сумма компенсации морального вреда фермеру Джульетте Кардановой была увеличена вдвое.
- Честно говоря, - рассказывает Джульетта, даже не рассчитывала, что сумма компенсации будет увеличена, думала, что судьи меня не станут слушать, как это было в Чегемском районном суде. Однако ошиблась. Мне не только предложили дополнить жалобу, но и очень внимательно выслушали.
По словам Джульетты, она победила благодаря публикациям в "Российской газете" и общественности, которая поддерживала ее все это трудное время.
- Я просто не имела права отступать. И не только из-за денег, хотя уголовное преследование было просто разорительным для меня. Пришлось брать кредит, который погашаю до сих пор. А подорванное здоровье, чем компенсируешь? Я не раз приходила в отчаяние за эти годы. Была беременной, потеряла ребенка. Собиралась даже покончить с собой. Но сын, увидев мое лицо, все понял и спас меня. Эти злобные Тибальты в правоохранительных органах буквально растоптали мою жизнь, - с повлажневшими глазами говорит Джульетта. - И все-таки, если правда на твоей стороне, поняла, не бойся. Надо идти до конца - и ты победишь.
Я рада за Джульетту. Она выстояла и одержала победу. Но у этой победы есть и вторая сторона, черная и неприятная - ведь все невзгоды на нее обвалились не по воле судьбы, а из-за жадности и коррупции должностных лиц правоохранительных органов Чегемского района. Именно так. Ведь что они совершали, ну никак, извините, не укладывается в шаблон непрофессионализма или случайной ошибки. Они целенаправленно, по вымышленным обвинениям пытались осудить человека, который осмелился публично сообщить, что у нее вымогают взятку. И эти, так сказать, "рыцари Чегемского района" в достижении своей цели не гнушались ничем.
А что, спросим, изменилось после того, как Джульетта доказала правду? Вот она - лишилась здоровья, ее жизнь растоптана и сломана. Хочется верить, что она найдет в себе силы и изменит все к лучшему. А те, кто калечил ее жизнь?
Что с ними? Они все при своих должностях: расследуют, проверяют законность, судят... По словам Джульетты, следователь Хабас Псеунов трудится в Нальчике, судьи Галина Пшукова и Артур Куашев на месте, как и прокурор Беслан Доткулов. Так какую, спрашивается, они понесут ответственность и можно ли им доверять решать судьбы людей?
Вот в чем вопрос. Как и в том, кто выплатит Джульетте миллион. Казна? То есть мы с вами! Или эти господа, случайно ставшие вершителями правосудия? Какой с них будет спрос?