В 2020 году Прииртышье вошло в число "пилотных" регионов страны, где начали внедрять минимальные налоговые ставки для тех, кто официально работает сам на себя.
- Согласно расчетным значениям минэкономразвития России до конца 2024 года в Омской области планировалось легализовать около 29,8 тысячи самозанятых, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель министра экономики региона Денис Кушнер. - Однако мы перевыполнили план в несколько раз.
Число самозанятых в Прииртышье продолжает расти. Спецрежим выбрали уже более 77 тысяч местных жителей. Считается, что этому способствовала пандемия. Тогда из ИП массово уходили на "вольные хлеба" айтишники, юристы, копирайтеры, маркетологи и другие фрилансеры.
Впрочем, по данным налоговой службы, 80 процентов зарегистрировавшихся в качестве самозанятых омичей ранее никогда не вели бизнес. Среди тех, кто вышел из тени - частные извозчики, репетиторы, специалисты бьюти-индустрии, ремесленники и владельцы недвижимости. На омском интернет-рынке действует несколько тысяч личных аккаунтов, торгующих товарами собственного производства. Их владельцы также стали самозанятыми. И еще одна любопытная тенденция. Платить налоги начали астрологи, тарологи, нумерологи и другие предсказатели судеб. В списке видов деятельности эзотерики скромно выбирают категорию "прочее".
В Омской области даже появился свой союз самозанятых, чтобы отстаивать права тех, кто выбрал специальный налоговый режим.
- Данная категория растет, и ее представители все чаще задают вопросы, связанные с социальной защищенностью, - по оплате больничных листов и по пенсионным отчислениям, - отмечает заместитель начальника управления организации страховых выплат отделения Социального фонда РФ по Омской области Марина Минеева.
По данным регионального минэкономики, этой весной в Прииртышье начался обратный процесс. Пережившие непростой период и вставшие на ноги самозанятые вновь переходят в категорию индивидуальных предпринимателей. Одна из причин - возможность получать государственные меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Три года назад супруги Инна и Максим Кабаненко организовали свое первое дело - безглютеновую пекарню. Супруги признают, что пришли в бизнес совершенно случайно. Максим был известным телеведущим, а Инна работала юристом в крупной компании. Выпечкой из зеленой гречки она заинтересовалась после курсов здорового питания. Экспериментировала по выходным на кухне и угощала родственников и друзей. А Максим выкладывал в соцсети кулинарные шедевры жены.
Постепенно сложился небольшой круг постоянных покупателей - среди подписчиков. Но потом грянула пандемия, и Инне вручили уведомление о сокращении. На денежную компенсацию она купила планетарный миксер и несколько мешков муки из зеленой гречки. А когда стало ясно, что в семье ожидается прибавление, Максим, не раздумывая, написал заявление об увольнении и сам надел пекарский колпак.
Как самозанятые, Кабаненко взяли в аренду помещение, составили предложение и начали рассылать его в местные магазины. Сами месили тесто, сами пекли, сами развозили товар по торговым точкам.
А когда количество партнеров стало расти, супруги приняли решение о регистрации ИП. Ведь самозанятым нельзя нанимать сотрудников, а справляться с бизнесом самостоятельно становилось все сложнее. К тому же в статусе предпринимателей у Кабаненко появилась возможность получить грант на развитие дела. Решили не упускать этот шанс.
- За это время мы увеличили обороты в несколько десятков раз, - рассказали корреспонденту "РГ" супруги. - В нашем ассортименте уже не только хлеб из зеленой гречки, но и хлеб на настоящей закваске, безглютеновые булки, сухарики, несколько видов печенья, диетический кукис, а также готовые смеси для выпечки. С ними в ближайшее время мы собираемся выходить на маркетплейсы.
Некогда самозанятые хлебопеки теперь входят в число лучших социальных предпринимателей города и не собираются останавливаться. Кабаненко мечтают о собственном кафе gluten free, а еще - упаковать франшизу и организовать выпечку полезного хлеба в других регионах.
Эксперты отмечают, что самозанятость становится стимулом для того, чтобы легально начать свое дело. К примеру, работавший по найму инженером омич открыл плотницкую мастерскую и буквально за несколько месяцев вышел на международный рынок. А один из местных певцов, оставшийся без заработка в пандемию, создал собственную вокальную студию и увеличил свои доходы в одиннадцать раз.
В то же время некоторые работодатели переводят подчиненных на спецрежим ради собственной выгоды. На собеседованиях кандидатам все чаще говорят, что одно из условий приема на работу - открытая самозанятость. Это делается для того, чтобы не нести ответственность за сотрудников - не оплачивать отпуска, больничные и социальные взносы. Впрочем, если рабочие отношения будут доказаны, компаниям - "хитрецам" грозят серьезные штрафы - до 40 процентов от сумм неуплаченных в бюджет налогов.
Денис Кушнер, первый заместитель министра экономики Омской области:
- Статус ИП для плательщиков налога на профессиональный доход необходим, когда речь идет о дальнейшем развитии. Он позволяет при превышении годового лимита выручки воспользоваться льготным переходом на другой спецрежим - например, на упрощенную систему налогообложения. В отличие от физического лица ИП может открыть расчетный счет и заключить договор на эквайринг с банком. Кроме того, некоторые организации, крупные заказчики более охотно заключают договоры с ИП, чем с физлицами, так как это избавляет их от внимания ФНС и банков в части платежей на лицевые счета физических лиц. И ключевое преимущество - возможность использовать меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Речь про субсидии и гранты. ИП, например, имеет право подать заявку на включение в реестр социальных предпринимателей и получить грант. Иными словами, формат ИП начинает действовать после того, как самозанятый встал на ноги и готов масштабировать бизнес, расти более высокими темпами, работать с серьезными заказчиками и претендовать на более весомые меры поддержки.