22.04.2023 09:00
    Поделиться

    Подготовка к школе: как родителям понять, легко ли будет ребенку в первом классе

    В школах продолжается запись в первый класс. Родителей могут пригласить в школу, чтобы рассказать о программах, уставе, показать лицензию и познакомить с педагогами. Все это нормально и законно. А вот отбор детей, всяческие испытания, собеседования - нет. Профессор кафедры педагогики Мурманского Арктического госуниверситета Анна Белошистая напомнила родителям, что любые собеседования при записи в первый класс недопустимы.
    Илья Наймушин/РИА Новости

    Школа не имеет право проводить собеседование, а консультация с психологом должна проходить только по желанию родителей и в их присутствии.

    - Если родителей пытаются оставить за дверью, это незаконно. И вообще родители имеют право не водить ребенка ни на какие консультации-собеседования в школе. Для зачисления в первый класс достаточно заявления, - пояснила "РГ" профессор кафедры педагогики Мурманского государственного Арктического университета Анна Белошистая.

    Если уж вы решили прийти в школу с ребенком, то с ним может поговорить и учитель. Но тоже только в присутствии родителей. И лишь в том случае, если родители этого хотят.

    - Обычно это тот учитель, который набирает этот класс. Если в школе есть подготовительные курсы, учитель, конечно, старается взять тех детей, которых он знает и уверен, что они не станут его головной болью. Но никаких законных оснований для этого нет. У всех детей равные права, - подчеркнула Анна Белошистая.

    Как понять, легко ли ребенку будет учиться в первом классе? Школьный психолог может предложить официальный тест Керна-Йрасека, который проверяет:

    - зрительно -моторную координацию,

    - умение воспринимать количество и правильно его оценивать,

    - уловить и удержать в представлении упорядоченную конструкцию и правильно ее воспроизвести.

    Между прочим, именно этот тест может сразу подсказать, будут ли у ребенка сложности с математикой, чтением, письмом, а также самоконтролем и самооценкой.

    - Кстати, именно это сразу выявляет синдром дефицита внимания и гиперактивность - СДВГ, даже если родители диагноз не озвучили. Если ребенка спрашивают ответы таблицы сложения и вычитания в пределах до 10, проверяют счет до 10 и обратно, просят решить "на пальцах" простые задачи, значит, перед вами недалекий учитель. Она через два месяца будет вам говорить, что ребенок "не тянет", что его лучше перевести в школу попроще, а у нее "такая программа", что не каждому под силу, - объясняет Анна Белошистая. - Все дело в том, что педагог смотрела на наличный запас знаний, а не на качество познавательных процессов, не на логику, и не на пространственное мышление. К сожалению, таких учителей много.

    Родители могут и сами получить представление о том, готов их ребенок к школе или нет. Вот три простых задания, которые подскажут родителям, сможет ли ребенок быть успешным в первом классе.

    1. Попробуй продолжить рисунок, поворачивая круг и рисунок на нем.

    Пояснения для родителей: Если все получилось, значит, у ребенка хорошо развито пространственное мышление. Это главное для того, чтобы ребенок потом хорошо справлялся с задачами.

    Предоставлено Анной Белошистой

    2. Найди лишний предмет на рисунке и обведи его. Можно сразу подсказать ребенку, что в названиях всех предметов, кроме одного, слышится буква "а", и предложить им подумать над этими названиями, поискать соответствующие слова.

    Пояснения для родителей: Если ребенок нашел это "лишнее" слово - отлично! Это задание ориентировано на развитие логического мышления, оно проверяет развитие речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса. При выполнении таких заданий развиваются умение анализировать, сравнивать и обобщать. Не каждый ребенок сразу сообразит, что этот цветок называется "анютины глазки", а вместо привычного "машина" нужно использовать слово "автомобиль".

    Предоставлено Анной Белошистой

    3. Рассмотри рисунок слева. Как можно назвать одним словом все изображенные на нем предметы? Рассмотри рисунок справа. Можно ли назвать этим же словом все, что на нем нарисовано? Как можно назвать все, что нарисовано справа? А теперь подумай, каким одним словом можно назвать все предметы на обоих рисунках?

    Пояснения для родителей: Это задание на развитие логической операции "обобщение". Все предметы на рисунке слева - цветы, а на рисунке справа- растения. Все предметы на обоих рисунках тоже растения. Для обогащения словарного запаса можно предложить детям выяснить, как называется каждое растение на рисунке.

    Поделиться