Напомним, что, согласно резонансной инициативе, с 2024 года все российские компании должны будут взимать с вознаграждений уехавших сотрудников налог на доходы физлиц (НДФЛ) по ставке в 13-15 процентов, а после утраты ими статуса налогового резидента - 30 процентов. По нынешним нормам, человек перестает быть налоговым резидентом, если за календарный год был в России меньше 183 дней.
Минфин уже после того, как поправки появились в базе, пояснил, что речь идет только о фрилансерах и сотрудниках с гражданско-правовыми договорами.
Отметим, что меры предлагается применять в отношении тех, кто покинул страну и использует для работы российский сегмент интернета, размещенные в РФ комплексы программно-аппаратных средств и т.п.
Член комитета ГД по бюджету и налогам Никита Чаплин сказал "РГ", что увеличение налогов для уехавших граждан важно для стимулирования экономики России. "Мы заинтересованы в том, чтобы специалисты оставались на Родине", - отметил он, добавив, что некоторые граждане проживают "на Бали или Мальдивах, при этом получая прибыль с российских компаний.
"Это не измена Родине, каждый сам должен выбирать себе место для проживания, однако своя страна при этом не должна страдать, - считает депутат. - Как не платить повышенный налог? Ответ прост: не уезжать из России, а трудиться здесь".
Член комитета ГД по экономполитике Сергей Алтухов тоже подчеркнул важность задачи сохранить в стране востребованных специалистов высокотехнологичных отраслей. "И для тех россиян, кто от неуверенности в завтрашнем дне или по идеологическим соображениям покинул страну, увеличение налога до 30% для нерезидентов может стать поворотной точкой для того, чтобы вернуться или окончательно разорвать связь с Родиной", - сказал он.
Депутат добавил, что к этой теме надо подходить комплексно: правильным было бы создание дополнительной положительно подкрепленной мотивации для возвращения - налоговые преференции и льготная ипотека, возможность профессионального роста и поддержка по запуску старт-апов.
Глава комитета по соцполитике Ярослав Нилов отметил, что, с одной стороны, это дополнительный доход бюджету. С другой - есть и "подводные камни". Существует риск, что принятие таких норм приведет к дополнительной финансовой нагрузке на работодателя. То есть, если сотрудник договорился, что получает по договору 100 тыс. - он их и будет получать.
Одновременно возникает другой риск, что уехавшие граждане, сотрудничающие с нашими компаниями, будут работать в "серой" или "черной" зоне, продолжил Нилов.
А если же эта налоговая доплата не будет на плечах работодателя, а все же ляжет на уехавшего сотрудника, то есть вариант, что он просто начнет работать на зарубежную компанию. А ведь айтишников не хватает, и не только нашим компаниям.
К теме надо подходить очень осторожно, в Госдуме по ней ожидаются подробные дискуссии, резюмировал глава комитета.
Первый зампред профильного комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Щапов в комментарии "РГ" обозначил ряд вопросов к инициаторам. По его словам, важно разобраться, что мы в итоге хотим получить: дополнительные средства в бюджет, вернуть уехавших сотрудников в Россию, или удовлетворенное чувство справедливости у части оставшихся граждан?
"Пока, если проанализировать правоприменительную практику достижение первых двух целей выглядит довольно сомнительным", - сказал он. Депутат напомнил, что предприятия сами должны сообщать об изменении статуса сотрудника. И оспорить этот статус налоговая пока может только по результатам проверки. При этом необходимо будет запросить данные о пересечении границы по вызывающим подозрения сотрудникам предприятия. "Это, мягко говоря, не рядовая ситуация, которой большинство компаний просто будут избегать", - отметил Щапов.
Он не исключил, что у ФНС появятся новые возможности для вычисления удаленщиков-нерезидентов после создания единой базы военнообязанных. Тогда они смогут сами уже определять кто должен попадать под повышенный налог, а кто нет, добавил парламентарий.
Говоря об эффекте мер, он выразил уверенность, что необходимость платить 30% вместе 13-15% не вернет уехавших специалистов в Россию - они же не из-за денег уехали. "Так что либо предприятиям придется взять на себя дополнительные расходы по налогу (чтобы не снижать гонорар), либо люди просто найдут себе работу в стране, где они теперь живут", - отметил первый зампред комитета.
"Поэтому остается только удовлетворенное чувство справедливости у оставшихся, но тогда весь закон не касается вопроса налогообложения, и сложно сказать, как он повлияет на эмоциональное состояние граждан в масштабах всей страны", - резюмировал депутат.
Он также рассказал, какие вопросы депутаты собираются задать Минфину при рассмотрении законопроекта:
- во-первых, как новая норма скажется на балансе трудовых ресурсов? Будет ли отток высококвалифицированных кадров из экономики?
- во-вторых, кто будет получателем дополнительных средств - местные и региональные бюджеты как это происходит сейчас со ставкой в 13%, или федеральный бюджет - как это предусмотрено для 2% сверх тринадцати?
- в-третьих, какие меры будут применяться к предприятиям, которые скрывают наличие подпадающих под действие законопроекта сотрудников и к самим сотрудникам?
"Сейчас, в текущей экономической ситуации любые излишние меры наказания могут просто уничтожить бизнес и рабочие места, здесь нужно искать баланс", - предупредил Михаил Щапов.