24.04.2023 00:00
    Поделиться

    В России планируется развитие нового энергетического направления - водородного

    Внушительные запасы нефти и газа в России и их активное использование не мешают нашей стране развивать альтернативные источники энергии. Тем более что мы взяли курс на "зеленую" экономику, которая подразумевает снижение уровня эмиссии парниковых газов. Помочь в решении этой задачи может использование водорода в промышленности, на транспорте и в других сферах.
    РИА Новости

    По прогнозам Международного энергетического агентства, уже к 2030 году использование водорода всеми странами вместе взятыми может вырасти до 156 миллионов тонн в год, что на 37 миллионов больше, чем в наши дни. Растущий спрос связан в первую очередь с тем, что водород имеет целый ряд преимуществ: способен снизить углеродную нагрузку на окружающую среду, его можно хранить и перевозить, и в отличие от солнечной и ветряной генерации его производство не зависит от погодных условий. Кроме того, вырабатывать водород можно из целого ряда источников. От этого зависит, насколько экологичным он окажется на выходе.

    Самым чистым считается "зеленый" водород, который производится с использованием возобновляемых источников энергии. При таком варианте в атмосферу не выделяется вредных веществ. Однако себестоимость производства, а значит, и цена полученного таким образом водорода, самая высокая. Именно поэтому в общем объеме производства "зеленый" водород занимает лишь символическую долю.

    Самая большая часть, по разным оценкам, в пределах 60-70 процентов, принадлежит "голубому" водороду. Его вырабатывают из природного газа. Продукты, выделяемые при получении водорода таким образом, улавливают и используют повторно. И хотя этот метод нельзя назвать идеально чистым, он позволяет найти баланс между стоимостью производства и нагрузкой на окружающую среду. Себестоимость "голубого" водорода в пять раз меньше, чем "зеленого".

    Эксперты уверены, что у России есть все условия для того, чтобы производить водород в больших объемах. Речь идет прежде всего о "голубом" водороде. Этому будут способствовать не только богатые запасы природного газа в нашей стране. Уже сегодня разработаны технические решения по улавливанию углекислого газа, который выделяется при производстве водорода. В частности, предлагается использовать специальные абсорбенты, которые удаляют CО2 из газообразных выбросов, а извлеченный диоксид углерода утилизировать методом закачки в геологические хранилища и отработанные месторождения. Специальные насосы для такой перекачки уже выпускает одна из отечественных компаний. Строится и завод по производству необходимых абсорбентов.

    Задачи по развитию водородного направления определены в "Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года". Ее разработчики уверены, что Россия может занять 20 процентов мирового рынка водорода. Прогнозировалось, что к 2050 году наша страна сможет зарабатывать на его продаже до 100 миллиардов долларов в год, если нарастит поставки за рубеж до 33,4 миллиона тонн.

    Правда, в октябре 2022 года заместитель председателя правительства Александр Новак сообщил, что планы по экспорту водорода будут пересмотрены в сторону снижения.

    "В текущей ситуации мы ощутили влияние санкций в том числе на проекты в области водородной энергетики, тем не менее считаем, что направление развития водородных технологий по-прежнему является одним из самых приоритетных. При этом нужно скорректировать целевые показатели программы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов", - сказал вице-премьер в ходе заседания межведомственной рабочей группы по развитию в России водородной энергетики.

    Самая большая доля рынка принадлежит "голубому" водороду, получаемому из природного газа

    На этом заседании отечественные компании представили проекты в области производства и использования водорода. Среди них поезд на водородных топливных элементах на Сахалине и развитие водородной заправочной инфраструктуры в Красноярском крае.

    Главным рычагом для активного развития водородного направления является заинтересованность и активная поддержка государства, полагают эксперты.

    "Правительство может предпринимать стимулирующие меры, такие как налоговые льготы, субсидии на производство и использование водородного топлива, а также стандарты эмиссий и другие регулятивные меры, чтобы поддержать развитие рынка водородного топлива, - считает ассистент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Федор Загуменнов. - Кроме того, необходимы инвестиции в исследования и разработки в области водородной энергетики для того, чтобы способствовать развитию более эффективных и экономически целесообразных методов производства и использования водорода".

    Одного пятикилограммового баллона с водородом, а это средний объем для легкового автомобиля, хватает на 500 километров пробега

    Стимулом для наращивания производства может стать использование водорода в качестве топлива для автомобилей. Конечно, нельзя в одночасье убрать весь бензиновый транспорт, но эксперты говорят, что водород может стать в перспективе заменой традиционного топлива. Более того, такой транспорт может потеснить даже набирающий популярность электрический, поскольку водородные двигатели более энергоэффективны. Так, емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. И одного пятикилограммового баллона с водородом (средний объем для легкового авто) хватает на 500 километров пробега.

    "Водород как прогрессивное моторное топливо может составить серьезную конкуренцию электромобилям и транспорту на СПГ", - считает президент Национальной палаты инженеров Игорь Мещерин.

    Водород в качестве топлива всерьез рассматривается многими странами. В Японии, например, на него уже перешла часть общественного наземного транспорта. В 2018 году, специально к Олимпиаде в Токио, компания Toyota стала выпускать пассажирские автобусы, работающие на водородном топливе. Годом ранее та же Toyota совместно с компаниями Nissan и Honda построила сеть водородных заправочных станций.

    Колесят водоробусы и по просторам Китая. По данным Deloitte, на конец 2019 года их насчитывалось в Поднебесной более двух тысяч единиц.

    Общественный транспорт, работающий на водороде, должен появиться и в России. Согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития водородной энергетики, в нашей стране должны быть запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода, созданы консорциумы по производству оборудования и комплектующих, сформирована инфраструктура для хранения и транспортировки водорода, созданы территориальные производственные кластеры. В свою очередь государство окажет поддержку производителям в виде субсидий, компенсаций на покрытие расходов на научные исследования, возможности заключения специальных инвестиционных контрактов.

    Фото: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Калмацкий
    Поделиться