Откуда столько неприязни к актрисе Юлии Пересильд, честно выполнившей свою работу?
    Михаил Швыдкой - о том, надо ли присваивать актрисе Юлии Пересильд звание Героя России
    Михаил Терещенко/ТАСС
    25.04.2023 10:54
    25.04.2023 10:54
    Поделиться
    Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина в недавнем интервью РИА Новости сказала о том, что возглавляемая ею организация хочет представить к званию Героя России Юлию Пересильд за исполнение роли торакального хирурга Жени Беляевой в кинофильме Клима Шепенко "Вызов", потребовавшей полета в настоящее космическое пространство. Собственно, не столько за профессиональную работу актрисы, сколько за участие в экспедиции на космическую станцию, - не всякий мужчина готов к подобному испытанию, о чем свидетельствует и сценарий киноленты, и реальная жизнь.

    Это предложение, как известно, вызвало резкую реакцию немалого числа космонавтов, уже удостоенных высокого звания Героя России, и тех, кто его только ожидает. Своим искренним, но, как теперь становится понятно, неосторожным заявлением В. Гущина открыла космический "ящик Пандоры", и шквал критики, очень похожий на травлю, обрушился на актрису, которая явно не была к этому готова. И уж точно ее не заслуживает.

    Моя первая реакция на идею присвоить Юлии Пересильд звание Героя России тоже была негативной. В конце концов, актрисе, которая исполняет роль многодетной матери, не присваивают почетное звание "Мать-героиня". Хотя по зрелому размышлению вспомнил, что актеров советского кино нередко зачисляли в настоящие рабочие бригады, если они успешно играли роль металлургов или шахтеров. Могли сделать и почетными колхозниками. Можно вспомнить и легендарный советский сериал "Семнадцать мгновений весны", после которого исполнители главных ролей по личному решению Л. И. Брежнева были удостоены орденов, которых настоящие, реальные разведчики могли так и не дождаться. И это при том, что среди награжденных были и те, кто играл видных представителей преступного нацистского режима.

    Но случай Ю. Пересильд все-таки несколько иной. Она действительно летала в космос, летала не как турист, а для исполнения своей профессиональной работы. Бывают космонавты-исследователи или космонавты-врачи, почему не может быть космонавта-актера? Уверен, что он в каком-то смысле может заменить психолога на борту, там они могут быть не менее полезны, чем во время длительных соревнований, во время которых актеры помогают создать необходимый спортсменам психологический климат своим искусством или просто своим присутствием. Фантазии фантазиями, но ведь и съемка игрового фильма на борту космической станции казалась невозможной до того момента, пока она не была осуществлена К. Эрнстом и его командой.

    С момента появления замысла будущей картины немало заслуженных и влиятельных космонавтов выступали против того, чтобы использовать настоящий космический корабль для съемок игрового кинофильма. Их аргументы широко известны и, наверное, имеют серьезный смысл. Корректировка космической программы, которая изменила план полетов, безусловно, - в высшей степени существенная проблема для всей отрасли, но Юлия Пересильд к принципиальному решению о съемках первого в мире игрового фильма непосредственно на космической станции точно никакого отношения не имеет. Она могла бы перефразировать знаменитые слова Аркадиной из чеховской "Чайки": "Я актриса, а не руководитель "Роскосмоса"! Но именно на нее обрушился шквал "народного негодования", - видимо, в силу ее незащищенности должностями и званиями. Выглядит это как-то нездорово! Не мое дело напоминать о приличиях в споре. Но все-таки хочется понять, откуда столько неприязни к актрисе, которая не просто честно, но и талантливо выполнила свою профессиональную работу? Зачем срывать зло на человеке, который никому ничего плохого не сделал?

    Юлия Пересильд могла бы перефразировать слова Аркадиной из "Чайки": "Я актриса, а не руководитель "Роскосмоса"!"

    Понятно, для людей, жизнь свою отдавших космической отрасли, космос не парк развлечений. Недавний неигровой фильм Натальи Цой о первом человеке, вышедшем в открытый космос, "Алексей Леонов. Космос внутри" был для меня еще одним убедительным доказательством того, что профессия космонавта - призвание, требующее особенных природных качеств, мужества и невероятной работоспособности. И, конечно, счастливого стечения многих факторов, определяющих судьбы людей, выбравших эту профессию. Они "ранены" космосом. И поэтому оберегают сакральность своего дела, которое, как и искусство, не терпит суеты. Но служение предполагает благородство поступков и высказываний - оказывается, это не менее сложно, чем профессиональная безупречность.

    Прошу меня понять и по возможности простить. Вовсе не собираюсь заниматься морализаторством. Все взрослые люди, и каждый отвечает сам за себя. Но коль скоро вспомнил чеховскую "Чайку", то позволю себе еще одну цитату: "Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви…" По части нервозности мы можем дать фору героям А. П. Чехова, выясняющим отношения на берегах "колдовского озера". По части любви - у нас значительно хуже!

    Героиня Юлии Пересильд наверняка привлечет в космическую хирургию молодых людей, для которых откроется романтичное благородство этой профессии. Ничего, кроме пользы, это принести не может. Любая, а тем более хорошая картина о космонавтах, их проблемах, заботах, бедах и радостях - это знак общественного внимания к отрасли, которая, как мы знаем, переживает не самый простой период своего развития.

    По части нервозности мы можем дать фору героям Чехова... По части любви - у нас значительно хуже!

    Чего плохого в том, что актриса, замечательно сыгравшая роль талантливого хирурга, сделавшего операцию в невесомости, решила поделиться своими переживаниями, опытом, который она получила в процессе работы над образом нашей современницы, со школьниками или студентами? В этом нет ничего нового - достаточно напомнить опыт Бюро пропаганды киноискусства при СК СССР. Тем более странно, что некоторые депутаты выступают и против этого. Герой А. Баталова из фильма В. Меньшова "Москва слезам не верит" сделал никак не меньше для пропаганды рабочих профессий, чем сотрудники профтехобразования. Досадно, что приходится объяснять столь очевидные вещи.

    А награды? Награды найдут героев.

    Михаил Швыдкой
    доктор искусствоведения
    Поделиться